Ценная коллекция – основа, с которой можно творить чудеса, остальное - вопрос менеджмента, - М. Конева о Харьковском художественном музее
«В культурной среде города постоянно так или иначе возникает вопрос, что Художественный музей довольно консервативен и закрыт. Между тем, интерес к нему и его коллекции – большой. И когда появилось объявление о конкурсе на должность директора, мне показалось, что если мы недовольны, если мы хотим видеть что-то другое – логично сделать это самим», - говорит Марина Конева.
По ее словам, сейчас речь идет о том, чтобы «расшевелить» ситуацию, сделать культурные институции современными.
«Сейчас в музейном деле очень много идей и разработок. Чем больше общество становится интернетизировано, чем больше внедряется новых технологий – тем больше трансформируется язык, в том числе – в музейном пространстве. Люди по-другому обращаются к информации, и игнорировать этот факт невозможно. Любая институция, которая хочет быть прогрессивной, работает с современным контекстом. И все классические культурные институции ищут новые формы воплощения. Например, библиотеки как таковые утратили свою функцию, и они структурируются под форму хабов. Такие же формы ищут музеи. Это образующая культурная среда в городе», - подчеркивает Марина Конева.
По ее словам, первоочередная задача нового руководителя Художественного музея - это актуализировать и активизировать деятельность музея, сделав его открытым, а также пополняя его коллекцию работами тех авторов, которые уже на сегодняшний день могут считаться классиками.
«Я уверена, что современное искусство та же должно жить и собираться в музее. Братков, Михайлов, Минин, Гамлет и др. – это знаковые фамилии, они представляют Украину на международной арене, но их нет в нашем музее. Достаточно скучно делать только выставки членов союза художников. Для меня интересным кажется опыт Национального музея, когда они используют и работы из коллекции музея, и работы современных художников – так выстраиваются интересные современные экспозиции. Это обращения, которые показывают нам, как над этой идеей размышляли в прошлом, как над ней размышляют сейчас», - считает Марина Конева.
Между тем, по ее словам, опыт работы у Харьковского художественного музея есть, правда, довольно печальный. Выставка одного из основателей легендарной школы харьковской фотографии Бориса Михайлова была смонтирована, однако не была открыта. Такая же ситуация повторилась с кураторским проектом группы SOSка.
«Это не значит, что я хочу сделать из музея исключительно контемперари арт-площадку. Обращаясь к современным художникам, музей может актуализировать ту коллекцию, которая собрана», - подчеркивает Марина Конева.
По ее словам, еще одна важнейшая задача – сделать музей доступным.
«Сейчас очень актуальная тема с инклюзивностью. Проблема доступности для людей с инвалидностью существует во всех музеях – и Литмузей сейчас отстаивает идею реконструкции во многом из-за этого, я считаю, что и Художественный музей должен двигаться в этом направлении. Чтобы что-то изменить – нужно прикладывать усилия», - говорит М.Конева.
По ее словам, музей работает на общество, на громаду. И обращаясь за помощью, он получит ее.
«Это сложная музейная деятельность – в ней действительно много проблем и аспектов, но тут должна быть доля энтузиазма и амбиций. Музей в том состоянии, в котором он есть сейчас, становится скучным и неинтересным. Есть базис, он уникальный. Ценная коллекция – это основа, с которой можно творить чудеса, а дальше – это вопрос менеджмента», - заключает Марина Конева.
Справка
Марина Конева имеет 11 лет трудового стажа в сфере культуры, из них более 9 – на руководящей должности. С 2006 года работает в Харьковской муниципальной галерее, за это время прошла путь от экскурсовода до заместителя директора.
Имеет опыт реализации всеукраинских и международных проектов, является инициатором и организатором общегородской акции «Ночь музеев», которая объединяет музеи Харькова и области. На счету – реализованный исследовательский проект «Харьковский трельяж: люди, культура, одежда» (2016), созданный в сотрудничестве с Харьковским историческим музеем, Муниципальной галереей и Областным организационно-методическим центом культуры и искусств. В 2011 годе стажировалась в Бельгии, а в 2017 – в Польше.