Как хазары кулеш варили

Вторник , 9 октября 2018, 19:21
Почти 1050 лет назад исчезло государство Хазария. Уже больше столетия учёные Харькова пытаются больше узнать о центре салтово-маяцкой культуры – Верхнем Салтове. Скоро эта местность будет славиться не только старинной культурой, но и красивыми дачами. Проблемы сохранения и проведение дальнейших исследований на территории Харьковской области обсуждали участники научно-практической конференции «Салтов – северо-западный форпост Хазарского каганата», которая прошла 21-22 сентября.
Как хазары кулеш варили

Вспоминали об открытиях, сделанных харьковскими учёными. Например, в конце ХХ века экспедиция Харьковского государственного университета под руководством профессора Владимира Михеева на протяжении 4 лет исследовала Червоногусаровский могильник (Балаклейский район). Во время работы были обнаружены различные типы посуды: красноглинные кувшины, чаши с шаровидным корпусом, кувшины эйнохоевидного типа. Это помогло подтвердить некоторые теории археологов. Среди научного общества считается, что такие могильники являются достоянием праболгар. Антропологические исследования серий черепов со Зливкинского и других могильников доказывают это. На конференции подняли тему того, что салтовская культура не изучена на 100%. Согласно сведениям археологов люди, проживающие на территории Червоная Гусаровка, не были ни болгарами, ни аланами.

Профессура заостряет внимание на том, что уже 18 лет не было защищено работ, посвященных салтовской культуре. Нужно поощрять молодых учёных, чтобы возродить изучение данного направления. Также обсуждали создание музея под открытым небом в Верхнем Салтове, но для этого нужно найти финансирование.

Владимир Колода, доцент кафедры истории Украины ХНПУ имени Г. С. Сковороды, по материалам раскопок 2018 года подготовил одну из локаций на выставке в историческом музее имени Н. Ф. Сумцова. Он исследовал в составе Средневековой экспедиции университета юртоподобное жилище в северном городище Мохнач. За 2 недели раскопок в городище было исследовано 350 км2. Среди находок интересными были девичьи серебряные серёжки, подвески, бляшки, а также бусы: разноцветные стеклянные, деформированные, сердоликовые, бусы со следами пребывания в огне. Археолог высказал свое сожаление по поводу нынешней ситуации на территории Верхнего Салтова: «Когда я наблюдаю работающий экскаватор на археологическом памятнике, ковш за ковшом, я вижу, что просто вырываются страницы из книги». Археолог Андрей Голубев продолжил дискуссию на тему использования термина салтово-маяцкой культуры. Основным местом его работы в этот раз стали кремационные могильники на двух участках в с. Копанка. Он объясняет, что отнесение региона Верхнего Подонцовья, в частности Лесостепного варианта культуры, в целом к аланскому или же алано-болгарскому этническому массиву ныне не отвечает в полней мере действительности. Регион имеет три обряда захоронения: кремация, катакомбная и ямная ингумации. Интересно, что большинство погребальных памяток региона представляется кремациями. Самый южный катакомбный могильник располагается в Старом Салтове, а территория ниже по течении р. Северский Донец до Балаклеи, заполнена кремационными могильниками. До сих пор трудно установить, почему определенный этнос доминировал среди населения. С помощью вещей покойника можно узнать, как происходил обряд захоронения. По богатству инвентаря определяется, как одно сословие отличается от другого. Поскольку население перемещалось со своим хозяйством и оружием, то в могильниках можно найти предметы разных поселений. Между собой археологи шутят, что богатство наших могильников похоже на так называемую таможню. Виктор Аксёнов, заведующий отделом археологии в историческом музее имени Н. Ф. Сумцова, говорит, что выбор захоронения зависел исключительно от быта населения: был ли это оседлый или кочевой образ жизни. Погребение и трупоположение воспринималось одинаково.

Квитковкий Виктор разбирался в происхождении печей у населения салтово-маяцкой культуры. Существовало несколько типов печей салтовской лесостепи: комбинированный, глиняный, каменка 1 типа, каменка 2 тип. А плитовые печи характерны больше для крымской территории, где используется сглаженный и скошенный камень. Появление печей-каменок 1 типа связывают с влиянием раннеславянского населения, а каменки 2 типа с более поздней группой славян – боршевцами и роменцами.

На выставке также представили артефакты ямного могильника рядом с с. Метайловка. На других локациях посетители смогли увидеть арабские монеты, фрагменты кухонного горшка, остатки литейного производства, фрагменты стенки амфоры с граффити, зеркала, топор-чеканка, точильный камень.

Каждый год на Верхнем Салтове проводятся раскопки. Результаты этих исследований можно увидеть в  историческом музее имени Н. Ф. Сумцова.

Ещё одним недавним открытием для учёных стали находки Второй мировой войны в районе «Барвенковского котла», где выкопали 69 останков и сотни единиц оружия.