Станут ли музеи – хабами? Обсудят на Museum Architecture Symposium в Харькове

Пятница , 10 мая 2019, 13:57
Незадолго до Ночи Музеев, 14 мая, в Харьковской школе архитектуры состоится украино-австрийский симпозиум музейной архитектуры Museum Architecture Symposium.
Станут ли музеи – хабами? Обсудят на Museum Architecture Symposium в Харькове

Начало в 13:00; вход свободный – для всех заинтересованных в развитии украинских музеев как важных игроков культурного поля.
Организаторы – ХША, событие проходит в рамках Года культуры Австрия-Украина.

Задача симпозиума – проговорить с посетителями, музейной общественностью и архитекторами новую роль музеев в обществе и изменение их традиционной коммуникации с посетителями, а следовательно – и формы. Организаторы и спикеры напоминают: на нынешней конференции ICOM, Международного совета музеев, который состоится осенью в Киото, встанет вопрос новой дефиниции музея как таковых. Соответственно, эти вопросы – часть глобального дискурса.

Симпозиум станет и своеобразным предисловием к Ночи музеев, тему которой ICOM в этому году определяет как "Музеи как культурные хабы. Будущее традиций".

Ключевые спикеры симпозиума: Мартин Лесяк (Martin Lesjak), соучредитель архитектурного бюро Innocad (Австрия), Жиль Клоос (Gil Cloos), Querkraft Architekten (Австрия),  Олег Дроздов, основатель бюро Drozdov & Partners, Юлия Литвинец, генеральная директорка Национального художественного музея Украины, Татьяна Пилипчук, заместительница директора по развитию Харьковского ЛитМузея, Антон Олийник, BURØ architects, и  Игорь Пошивайло, гендиректор Музея Революции достоинства.

Идея музея не как хранилища, а как хаба требует осмысления – говорят организаторы. Соответственно, меняется и архитектура музея. Она всегда будет нуждаться в хороших фондохранилищах, ведь музей – это место вечного хранения, одновременно крайне важным становится обеспечение коммуникации между посетителями, между посетителями и экспонатами. Важно и создание комфортных условий для музейных работников.

Старое определение музея от ICOM делает акцент на том, что музеи собирают, хранят, исследуют и популяризируют те или иные объекты для развития общества, но сегодня настало время уточнить, о каком направление развития идет речь, чем есть музеи для общества и что именно должны для него делать.

"Современный музей теряет монополию на интерпретацию, становясь площадкой рождения смыслов, – говорит одна из спикерок симпозиума Татьяна Пилипчук, заместительница директора по развитию Харьковского ЛитМузея. – В интернетизированном мире музею нет смысла пересказывать биографии или историю искусств, но есть смысл создавать площадки для коммуникации".

Один из кейсов, о котором пойдет речь на форуме, – проект реконструкции и достройки харьковского ЛитМузея, разработанный Олегом Дроздовым – соучредителем ХША, сооснователем бюро "Дроздов и партнеры" и одним из спикеров форума. Татьяна Пилипчук считает, что команда Дроздова очень метко ответила на запрос музея: "Мы экспонируем книгу, соответственно ориентируемся не на созерцание и визуальное наслаждение, а на диалог, дискуссию, коммуникацию. Посетитель должен чувствовать себя свободно, не ощущать музейной усталости. Если он хочет общаться с книгой в одиночестве – он может это сделать у нас в тишине и покое, а может здесь же, в музее, обсудить с друзьями за чашкой кофе. Архитекторы хорошо почувствовали наш запрос как на создание комьюнити, так и на надежное фондохранилище".

Архитектор Олег Дроздов уверен: “Украина стоит перед новым музейным бумом. В музейную область пришла выборная система, появилось много креативных руководителей, общественный запрос на музей как публичное пространство, образовательный институт. Продолжается исследовательская работа, это нужно учитывать при проектировании. Музей должен быть хорошо интегрирован в городское пространство, визуально и функционально, ведь музеи, как правило, находятся в важных для города местах.

Для ЛитМузея мы сделали проект, который даст возможность и для постоянных, и для временных кураторских экспозиций, в нем будут городское кафе, открытая уличная библиотека”.

Если харьковский ЛитМузей находится в здании, которое не является памятником архитектуры и может быть реконструировано и достроено, то Национальный художественный музей Украины работает в здании, которое нельзя перестраивать. В то же время он должен удовлетворять современные потребности посетителя. Как выходят из этой ситуации – будет говорить Юлия Литвинец, генеральная директорка NAMU.

Игорь Пошивайло и Антон Олейник, автор одного из представленных на конкурс (занял 3 место) архитектурных проектов Музея Революции Достоинства, будут говорить об идее музея, поставившего себе целью избежать формата "мавзолея"-мемориала и создать площадку для осмысления исторического события.

Своим проектом архитекторы пытались сказать, что память должна вдохновлять на действия, а не быть лишь источником ностальгии. Комплекс, который мог быть реализован, – это пространство, где свободу можно изучать, практиковать и проживать различными способами, – считает архитектор.

Жиль Клоос расскажет, в частности, о реконструкции Римского музея, части Технического музея в Вене и проекте Музея Лиауниг в Нойхаус. Мартин Лесяк – о пространственной концепции постоянной выставки Исторического музея Граца (Австрия).

Событие проходит в рамках года культуры Украина-Австрия, при поддержке Почестного консула Австрии в Украине Всеволода Кожемяко.