В Одессе чуть не произошла техногенная катастрофа на Хаджибейской дамбе (ВИДЕО)

Суббота , 24 июля 2021, 21:28
Во время катастрофического ливня 22 июля в Одессе существовала опасность разрушения дамбы Хаджибейского лимана и катастрофического затопления всей Пересыпи.
В Одессе чуть не произошла техногенная катастрофа на Хаджибейской дамбе (ВИДЕО)

Сразу после ливня в ночь на 22 июля, когда в Одессе выпали 101 мм осадков за несколько часов при месячной норме в 45 мм стало известно, что город был на грани техногенно-экологической катастрофы. Во время дождя уровень воды в Хаджибейском лимане кратковременно поднялся почти до проезжей части Объездной дороги, которая проходит по удерживающей водоем дамбе.

"Как мы смогли убедиться, сегодня утром вода в дамбе была практически вровень с дорогой. И если бы осадки продолжались не четыре часа, а, например, восемь. Тогда дамбу могла бы прорвать, и вся прилегающая территория в более 2500 гектаров могла бы быть затоплена. При этом под водой оказались бы и поля фильтрации, территория которых сейчас рассматривается как место индустриального парка "Зона приоритетного развития". Мы говорим о привлечении инвесторов к развитию этой зоны, но кто же станет вкладывать деньги в территорию, которая может уйти под воду. А в случае прорыва дамбы так и будет.  " - заявил 22 июля мэр Одессы Геннадий Труханов в ходе встречи в Одесской ОГА с народными депутатами Украины, представителями Минрегиона и председателями райсоветов, главами ОТГ и городов области

Также Труханов заметил, что уже в течение семи лет город обращается в органы государственной власти с этой проблемой. Сейчас уже достигнуты некоторые договоренности, «Укравтодор» разрабатывает проект по ее реконструкции. Но принимать меры надо как можно скорее. 

На внеочередном заседании городской комиссии по вопросам ТЭБ и ЧС, состоявшемся 22 июля, принято решение снова направить обращение в Одесскую областную государственную администрацию об аварийном состоянии дамбы и инициирование обращения в аналогичную облкомиссию, Совет национальной безопасности и обороны, а также в Кабинет министров.

Аварийную дамбу показали с дрона. Видно, что сравнительно со словами Труханова, часть воды уже схлынула.

23 июля о возможных путях по решению проблемы наводнения рассказал начальник городского управления капитального строительства Борис Панов. По его словам, в первую очередь нужно реконструировать так называемый "сбросный канал" из Хаджибейского лимана, восстановить полноценное функционирование "Румынского" канала, ввести в эксплуатацию систему глубоководного выпуска в море сточных вод с СБО "Северная" и наладить систему насосных станций, которые смогут оперативно и контролируемо перекачивать воду из лимана в море. 

Также он рассказал, что на случай чрезвычайной ситуации с дамбой городские власти готовы задействовать 630 человек в составе 48 ремонтных аварийных бригад со спецтехникой.

Все это позволит контролировать уровень воды в Хаджибейском лимане. Но при этом дамба, находящаяся в критическом состоянии, все равно остается.

В качестве же кардинальной меры Панов назвал необходимость строительства фактически новой дамбы в виде каменной буны - параллельно существующей дамбе, со стороны лимана. Затем пространство между этой буной и старой дамбой будет засыпано грунтом - и это даст возможность еще и расширить до полноценных четырех полос проходящую здесь Объездную дорогу.

Примерно с конца 1920-х гг. все канализационные стоки Одессы стали сливать не на поля фильтрации, а в Хаджибейский лиман. В результате уровень воды в лимане стал повышаться. И, чтобы избежать затопления всей Пересыпи, лиман "оградили" дамбой, которую начали строить в 1932 году "авральным" методом. Дамбу построили на илистых и песчаных грунтах без серьезного фундамента - на деревянных сваях в виде грунтовой насыпи, защищенной каменной кладкой. Часть территории, в том числе и пару остановок трамвая 20-го маршрута, при этом все же затопило. Затем по дамбе проложили узкую двухполосную объездную дорогу.

С 2003 года дамба находится в аварийном состоянии - после очередного паводка в Хаджибейском лимане. В 2003-2004 гг. ее укрепляли сбросом строительного мусора, затем в 2016 году был ремонт, а в 2020-м - еще один, каждый раз после сильных штормов, которые размывали тот или иной участок дамбы. К тому же, постоянное движение тяжелых грузовиков по объездной дороге приводит к процессам разрушения дамбы. Это ощущается как легкое землетрясение в тот момент, когда по дамбе проезжает грузовик. В 2021 году уже были зафиксированы уже протечки воды в помещениях насосных станций, встроенных в тело дамбы.

При этом продолжается сброс канализационных стоков в лиман.

Сейчас дамба остается "бесхозной". Когда в марте 2021 года "строительный" вице-мэр Одессы заявил о том, что ее поставили на баланс "Укравтодора", то в областной службе автодорог эту информацию опровергли.