Итоги Берлинале-2009: матриархат по-берлински

Надежда Анатольева  |  Понедельник , 16 февраля 2009, 11:10
Высшую награду берлинского кинофестиваля - «Золотого медведя» за лучший фильм - получила перуанская лента «Молоко сожаления», сообщает ВВС. Это первый перуанский фильм, когда-либо принимавший участие в конкурсной программе Берлинале. Он рассказывает историю женщины, родившейся после того, как в 1980-е годы ее мать была изнасилована.
Итоги Берлинале-2009: матриархат по-берлински

В Берлине вечером 14 февраля были объявлены победители кинофестиваля Берлинале. Распределение берлинских наград - дело непредсказуемое. Наверное, никогда «ножницы» между мнением критиков и прессы с одной стороны, и фестивального жюри с другой, не расходились так решительно, как в этом году.

Победителями Берлинале стала 33-летняя Клаудия Льоса, племянница «латиноамериканского Хемингуэя» Марио Варгас Льосы, и ее «команда» в фильме «Молоко скорби» («La Teta Asustada»). Фильм из Перу, который казался скорее представителем кино-экзотики в большом конкурсе, работает с темой большой национальной трагедии, в данном случае - гражданской войны и террора «sandero luminoso», - горечь которой передается из поколения в поколение. Символом этой горечи в ленте, обильно отдающей должное латиноамериканской мистике, становится таинственная болезнь, передающаяся через материнское молоко - «молоко скорби».

Трех «медведей» получил фильм-аутсайдер журналистских рейтингов
Сразу три из девяти берлинских «медведей» достались еще одному фильму, который числился аутсайдером во всех журналистских рейтингах: «Gigante» уругвайского режиссера Адриана Биньеса. «Гигант» - история человеческого одиночества - удостоился гран-при жюри, разделив эту награду с немецкой картиной «Все остальные» (Alle Anderen), а также был награжден «медведем» за лучший кинодебют и призом имени Альфреда Бауэра вместе с фильмом Анджея Вайды «Татарак».

Третий награжденный аутсайдер - фильм «Каталин Варга» англичанина Питера Стрикленда. Лента получила очень важного берлинского «медведя» за выдающееся художественое достижение. Он, правда, был вручен не режиссеру, а его саунд-дизайнерам Габору Эрдэли и Тамасу Шекели. По мнению жюри, в этой картине визуальный ряд строится вокруг звукового, а не наоборот, создавая вместе с ним выразительное единство. Фильм рассказывает историю мести: карпатская крестьянка Каталин Варга ищет своего обидчика.

Лучшая исполнительница женской роли


Двух «медведей» собрал фильм «Все остальные» новой надежды немецкого кино Марен Аде. 30-летняя режиссер рассказывает о двух своих ровесниках, обитателях большого города, которых отпускное одиночество вдруг сталкивает с проблемами более серьезными, чем карьера и ее атрибуты. Исполнительница главной роли Биргит Минхмайр (Birgit Minchmayr) получила «серебряного медведя» как лучшая исполнительница женской роли, и это награждение замечательной молодой актрисы можно считать компромиссом с «общественным мнением» фестиваля. Как и присуждение «медведя» за лучшую режиссуру иранцу Ансгару Фархади за его ленту «Всё про Элли».

Распределение остальных медведей носит скорее «утешительный» характер. «Уведомитель» Орена Мовермана получил «медведя» за лучших сценарий, в «Реке Лондон» Рашида Бушареба награду в качестве исполнителя лучшей мужской роли получил Сотигуи Койянте.

Разделение «гламура» и «арта» имеет и негативные последствия

Нисколько не критикуя желание жюри награждать новое, оригинальное, эскмпериментальное, а также проявления женской солидарности - три сильные женщины в жюри: режиссер Изабель Куаксе, звезда кулинарии Элис Уотерс и актриса Тильда Свинтон явно с особенным вниманием отнеслись к достижениям женщин-режиссеров, - заметим, что берлинская стратегия разделения «гламура» и «арта» имеет и негативные последствия. Публика видит лишь звезд на красном ковре, а потом читает в газетах названия неизвестных лент. Это приводит к тому, что звезды остаются звездами, а награжденные ленты исчезают в омуте прокатного кино.

Напомним, в нынешнем году в рамках Европейского кинорынка Берлинского международного кинофестиваля состоятся официальные рыночные премьеры новых украинских фильмов.

 

ИСТОЧНИК: Итоги