Дом Актера наполнился «Кислородом»

Светлана Хлестова, фото -Настя Хлестова  |  Понедельник , 28 ноября 2011, 11:51
В Харькове «Кислород» на малой сцене «Дома актера» поставил театр «Котелок». Это совместный проект Владимира Снегурченко и Владимира Гориславца.
дом актера,кислород театра

Вырыпаевский «Кислород» прославился в 2009-м, когда он вышел на большие экраны в виде фильма. Но мало кто знал, что изначально это пьеса, и что такое вообще можно показать на сцене. Однако Иван Вырыпаев – режиссер, в первую очередь, театральный, и  пьеса «Кислород» написана еще в начале двухтысячных.

В Харькове «Кислород» на малой сцене «Дома актера» поставил  театр «Котелок». Это совместный проект Владимира Снегурченко  и Владимира Гориславца. В роли Александра – Владимир Снегурченко, в роли Александры - Алена Самойленко, Елена Апчел,  Татьяна Подберезная, в роли Режиссера - Юрий Масалитин.

«Музыкальный спектакль» - как обозначил его Режиссер, сидящий за пультом, - начинается очень резко:  «Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду? А я знал одного человека, у которого был очень плохой слух. Он не слышал, когда говорили, не убей, быть может, потому, что он был в плеере. Он не слышал, не убей, он взял лопату, пошел в огород и убил».

На сцене в этот момент находится только Владимир Снегурченко, исполняющий роль парня Александра. Актер ходит по периметру сцены, заглядывает в глаза зрителям, зачитывает куплеты и припев первых двух композиций. А потом на сцене появляется Она – девушка Саша, о любви к которой только что рассказывал нам Александр. А потом еще Саша, и еще одна Саша. Находкой режиссера стало то, что он разделил героиню на три части: Саша-13 лет, Саша-…дцать, и Саша – столько не живут. Это раскрывает шире ее образ и характер. Позволяет зрителю понять ее. И все реплики Александры в спектакле разделены между тремя ее ипостасями. Александр и Саша, герои пьесы, -  люди третьего тысячелетия. Это целое поколение.

Спектакль как будто сшит крупными стежками, которые не всегда кажутся декоративными. Актер забыл текст или так было задумано? Режиссер должен был выходить на сцену и зачитывать текст? Ссора между актерами прописана в сценарии или происходит в реальности? Это – вторая запоминающаяся и яркая особенность спектакля. Такие приемы опускают нас на землю после разговоров о Боге, любви, Самом Главном.

«Кислород» - это диалог между двумя людьми. Диалог, который начинается с истории любви провинциала Санька и москвички Александры. Но в итоге он затрагивает все темы: от веры, 11 сентября до вопросов преступления и наказания, прощения или непрощения. Ссылаясь на Библию, герои дают свою интерпретацию 10 заповедей, переносят их на современный мир.

Спектакль содержит в себе массу вопросов, но, на мой взгляд, авторы дают один, самый важный ответ. На вопрос, что в жизни главное, Саша отвечает: «Совесть». А согласиться или не согласиться с этим – дело каждого зрителя.