Культурные герои Харькова. Театральные итоги 2011

Среда , 4 января 2012, 14:55
Множество театральных работ ушедшего года вовсе не бесталанны, но хочется чего-нибудь этакого… художественного-впечатляющего. Потому и ищешь, смотришь, надеешься. И порой, к счастью, получаешь искомое. То, которое впечатляет.
Культурные герои Харькова. Театральные итоги 2011

Вот представитель позднего французского романтизма Альфред де Мюссе. Триптих по его новеллам поставил в театре «Новая сцена» питерский режиссер Алексей Янковский (в содружестве с руководителем театра Николаем Осиповым). Огромная дистанция между сущностью и видимостью, тем, что говорится, и тем, что происходит на сцене, является,
несомненно, визитной карточкой трех поразительно утонченных спектаклей («Любовью не шутят», «Подсвечник», «Венецианская ночь»). Жанр драматической оперы, классицистическое образное решение, точность и смысловая нагруженность сценических метафор, отсутствие механических швов между компонентами и еще нечто, нелегко определяемое, открывают зрителю путь в неведомый мир, о существовании которого он всегда подозревал, но не имел случая к нему прикоснуться.

Безусловно утраченная сегодня и даже, казалось, вычеркнутая из культурного обихода грань человеческого бытия открывается ищущему сознанию спектаклем «Повернення» театра украинской драмы им. Т.Г. Шевченко. Эстетизм Владимира Набокова и концептуальный дизайн Александра Ковшуна соединились в нем в единое нерасторжимое целое. Авангардная режиссерская форма лишь оттеняет глубину, тонкость и трагичность набоковского мироощущения. Трагичность и высочайший комизм переплетаются в новой работе так тесно, что становятся неразличимыми. Тогда-то и возникает в спектакле особое, ни с чем не сравнимое ощущение приближения к краю познания — можно охватить
одним взглядом всю картину мира во всех его тончайших взаимосвязях и подробностях.


«Повернення»

Трагикомическое, но одновременно какое-то особенное, светлое развитие эта тема получает у Майи Струнниковой, исполнившей в спектакле по Набокову несколько непривычных для нашего времени ролей. Драма одиночества, злополучная любовь к надуманному идеалу, жертвенность, напряженное ожидание ответной симпатии, глупое положение, в которое, будто нарочно, ставит ее раз за разом ненаглядный дружок, крах последней надежды и настолько же неожиданное обретение нового друга — все есть в этой роли. Яркость и полнота жизни обыкновенной, но очень тонко чувствующей женщины проживаются актрисой так всесторонне, глубоко и филигранно, а образ, создавамый ею, цепляет столь потаенные струнки души, что не отдать ей пальму первенства за лучшую женскую роль становится просто невозможно.


«Зойкина квартира»

Память чувств не дает забыть и превосходные мужские актерские работы: Степан Пасичник в характерной роли умудренного жизнью простака-авантюриста в комедии «Искушение по-итальянски» и Валерий Брылев в роли аристократа-аутсайдера в спектакле «Зойкина квартира» (оба в театре им. Т.Г. Шевченко); Сергей Дзялик в роли телеведущего в драме «Мужчины на грани нервного срыва» и Тимур Громыко в трилогии по Альфреду де Мюссе (театр «Новая сцена»); ансамбль Олег Власов и Виталий Бондарев в ролях писателя и журналиста соответственно в спектакле «Загадочные вариации» (театр «Ланжеронъ»).


«Загадочные вариации»

Каждая из упомянутых ролей несет в себе элементы художественного открытия. За расширение творческих поисков и приличное прочтение современной западной прозы нельзя не уважать, например, спектакль «Империя ангелов» театра «Может быть» (реж. Сергей Аксенов). Сказочно тривиальный сюжет первоисточника не смог помешать стремлениям молодых интеллектуалов осознать самое себя и свое положение в хаосе современного бытия. Стараниями энтузиастов локальный литературный здравый смысл романа вырос до обобщения чуть ли не притчевого характера.

И, конечно, нельзя не отметить постановку театра «PS» «Я чекаю на тебе, коханий». Это спектакль для элиты — не той, что, глядя на несуразное и безобразное, тщательно ликует, пытаясь сокрыть сим немалую дозу растерянности, а той, которая пытается контролировать свою жизнь и защищает ее от неистовых. Элиты, которая не боится отринуть фальшивые «авторитеты» и помешательство, диктуемое поп-культом. Спектакль театра «PS», как и упомянутые ранее, предлагает своим зрителям оставаться честным перед самим собой, несмотря на мудреные и немудреные искушения, которые (и которыми) нас окружают. В художественно-эстетической и морально-этической активности состоит, пожалуй, одно из важнейших и несомненных достоинств этих спектаклей.