297

Выставки Городские сказки

Сергей Школяр (1975 г.р.) – молодой украинский художник их Хмельницкого. В 1997 учился в Тульском Политехническом Институте (графический дизайн), в 2003 окончил Технологический унивеситет Подолья. С 2010 по 2013 состоялось четыре персональных выставки (Хмельницкий). Участник Международного конкурса живописи "Ukrainian Art Week" (2011, г. Киев). В 2013 – персональная выставка в галерее "АrtnovaSoft" (Тель-Авив, Израиль).

Работает в технике масляной живописи, левкаса, графики. В своих работах тяготеет к жанровым композицям, гротескным образам анималистики. Увлекается созданием мелкой пластики. Работы находятся в частных коллекциях Украины, России, США, Израиля, Германии.

Когда Джорджо де Кирико изображает город, а точнее, улицу, пустынную улицу европейского города, он не думает о сказке. В его уличных историях отражается только одинокая фигурка бегущей за обручем девочки и тень уходящего человека ("Меланхолия и мистерия улицы"). Его интересует не сказочность рассказываемой истории, а тень ее давнопрошедшего события – "меланхолия и мистерия". Но это в ХХ веке. Когда за эту же задачу берется хмельницкий художник Сергей Школяр, он решает ее столь же бессюжетно, но не менее мистериально. Вместо тени уходящего человека как у де Кирико, украинский художник прибегает не к тени, а к дымке цветовых соцветий, сквозь которые только и проступает угадываемая в зыбких очертаниях фигура человека или зверя. Но и она не главное. Главное здесь калейдоскоп аллегорических и символических видений, в которые фигура вписывается, или которые ей сообщает городской сюжет. Часто это уже и не фигура, а миксантропический образ, смесь анималистичесаких гротесков и причудливых получеловеческих очертаний, подсмотренных в ритмах пульсирующей жизни живого или метафорического города. Сергей Школяр – художник живописных видений, полуснов, полунамеков. И это нам хорошо знакомо. Эта зыбкая природа образности на харьковской почве обрела себя в живописном письме Вачагана Норазяна и Эдуарда Яшина, но у них иначе, чем у Сергея Школяра. Там – полубарочный сказ и откровенный живописный жанризм. Здесь – собранный в алфавит образов сам городской сон, который автору хочется собрать не в мозаику разрозненных бликов, а в единую картину впечатления, навеянного уличным брожением и заоконным всматриванием. При этом, то, что позволяет видеть нам художник – реальность, ибо это то, что мы видим ежечасно, но только автор трансформирует эти наблюдения в прихотливый словарь образов, рассказать о которых можно только лишь посредством холста и красочной массы на нем. Вместимость этого холста кажется безграничной, но всегда предстает в конкретных образах.

Сам автор так говорит об этом: "То, что нас окружает при желании всегда можно трансформировать в образы, которые видим лишь мы. Однако почти всегда есть возможность рассказать о них  разными способами, например, посредством холста. Это напоминает своеобразную игру. И если её идея понравилась, то игра получит продолжение и появятся целые истории, точнее сказки".