Бюро экономической безопасности: бизнесу обещают забыть про взятки и маски-шоу

Оксана Козлова  |  Понедельник , 29 ноября 2021, 16:05
В Украине уже начал работу новый орган исполнительной власти — Бюро экономической безопасности с центром в Киеве и региональными представительствами.
Бюро экономической безопасности: бизнесу обещают забыть про взятки и маски-шоу

Новая структура будет заниматься исключительно экономическими преступлениями. Поэтому она заберет на себя полномочия Государственной фискальной службы Украины, СБУ и Нацполиции в части экономических преступлений.

«Дозор» изучил Закон «О Бюро экономической безопасности Украины», чтобы понять как оно будет работать.

Почему появилось БЭБ

Закон «О Бюро экономической безопасности» вступил в силу 25 марта 2021 года. Но только 24 ноября Кабмин дал официальный старт работе новоиспеченного органа исполнительной власти.

Появление БЭБ — это требование и МВФ, и бизнеса. Об этом заявляют во властных кабинетах: мол, бизнесу станет легче, закончатся маски-шоу в офисах компаний от разных силовых структур. А сотрудники нового органа — детективы, которые будут заниматься аналитикой и расследовать преступления в бизнесе. При этом они получат доступ к разным базам данных, например, к информации Госслужбы финансового мониторинга, Нацкомиссии по ценным бумагам, АМКУ и других. Также в Бюро будут создавать свои базы.

«Это новый современный орган. Он будет заниматься расследованиями всех преступлений в сфере публичных финансов — то есть экономических, финансовых и налоговых… Это, кстати, часть международных обязательств Украины: одно из требований Меморандума с МВФ и ЕС», — говорит глава Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики ВР Даниил Гетманцев.

По его словам, появление БЭБ позволит правоохранительным органам сконцентрироваться на своих приоритетных задачах, а бизнес сможет контактировать только с Бюро. Гетманцев обещает, что в новой структуре будут наследовать «лучшие традиции европейцев».

В статье 4 Закона о Бюро перечислены основные задачи новой структуры. Ее специалисты должны «выявлять зоны риска в сфере экономики, путем анализа структурированных и неструктурированных данных», оценивать риски и угрозы экономической безопасности государства. Сотрудники БЭБ должны предупреждать появление схем противозаконной деятельности в экономике. Есть и превентивные задачи: например, планирование мер для противодействия уголовным правонарушениям. Также сотрудники БЭБ будут помогать государственным органам находить самые эффективные управленческие решения.

Решения Кабмина и независимость

Кабинет министров Украины будет решать, какие и когда региональные представительства Бюро открывать, когда их закрывать.

Власти говорят, что БЭБ будет полностью независимым и это прописали в Законе, в частности в Статье 5 «Гарантии независимости Бюро экономической безопасности Украины».

Авторы Закона считают, что хорошим инструментом будет конкурсный отбор как руководителя Бюро, так и его замов, других сотрудников. Также есть запрет на незаконное вмешательство в «совершение полномочий сотрудников». Хорошая зарплата, социальные гарантии, правовая защита и гарантия личной безопасности, также поможет сотрудникам БЭБ оставаться независимыми.  

Эта статья запрещает Президенту Украины, органам государственной власти, местного самоуправления, их должностным лицам, политическим партиям, общественным организациям и другим юридическим и физическим лицам вмешиваться в работу БЭБ.

Не больше 4000 сотрудников

Центральный аппарат БЭБ «поселится» в Киеве в здании из сферы управления Государственной налоговой службы. Кабмин выделил для Бюро помещение по ул. Шолуденко, 31 на 7682,6 «квадрата».

Как сообщили на сайте БЭБУ, в этом помещении будет находиться центральный аппарат. «Здание полностью отвечает специфике функционалу БЭБ, включая наличие спецсвязи, киберзащиту, комнаты для хранения оружия, вещественных доказательств и работы с секретными документами. Решение о выделении указанного здания позволит избежать дополнительных трат государственного бюджета для  дооборудования указанных помещений», — сообщают в Бюро.

Кадры в Бюро центральный аппарат и региональные представительства еще набирают, там будет не больше 4000 сотрудников. Пока только центральный аппарат сформирован на 30% его граничной кадровой численности.

Какие будут зарплаты у сотрудников БЭБ пока не говорят. Но вот для тех, у кого есть специальные звания, ее установили на уровне не ниже 20 прожиточных минимумов. С 1 декабря 2021 года это будет 2481 грн для трудоспособных лиц, значит зарплата будет от 49620 грн.

На должность директора Бюро назначает Кабмин, но прежде должен состояться конкурс с комиссией в таком составе: три человека от РНБО, три — от Верховной Рады, три — от Кабинета министров. Выбирают директора на пять лет, но его могут снять с должности. В Законе указаны 12 причин для этого, среди которых есть и заявление по собственному желанию, и 65-летний возраст. Держать на должности не будут алиментщиков и тех, против кого возбуждено уголовное дело. Полномочия директора прекращаются, если человек сменил гражданство.  

Также в Законе прописана возможность проведения психофизиологического опроса с применением полиграфа и психологического тестирования. В документе указано, что проходить детектор лжи кандидаты будут исключительно добровольно, его результаты не должны быть поводом для отказа кандидату в должности. Полученную  информацию будут использовать исключительно как вероятную, для формирования характеристики сотрудника.

Кто у руля

20 августа директором Бюро стал юрист, председатель Государственной фискальной службы Украины Вадим Мельник. Уроженец Житомира с 2000 по 2005 годы занимал разные должности в налоговой милиции, служил в подразделениях по противодействию коррупции. Потом работал в налоговой милиции Сумской области, возглавлял там следственное управление, позже Мельник работал на разных должностях в налоговой милиции в Киеве.

В 2014 году он стал начальником Главного следственного управления финансовых расследований ГФС Украины. На этой должности он проработал до 2016-го.



До 2020-го у него был перерыв в работе в органах налоговой службы. В это время Вадим Мельник успел стать соучредителем юридической компании, поработать доцентом кафедры финансовых расследований Университета  Государственной фискальной службы Украины. Потом он вернулся преподавать в Сумы, где по октябрь 2020-го был докторантом кафедры административного, хозяйственного права и финансово-экономической безопасности Сумского государственного университета.

Было в карьере Вадима Мельника и два месяца работы в АО «Укрзалізниця» на должности менеджера Аппарата директора по экономической и информационной безопасности. В декабре 2020-го Мельник возглавил Государственную фискальную службу Украины.