Вперед или назад: как работала «Укрзалізниця» в 2021 году (ВИДЕО)
Топ-менеджмент и финансы
Если говорить об "Укрзализныце" в целом, то за 2021 год здесь произошло немало изменений, в первую очередь - кадровых. В частности. уже около полугода должность главы правления "УЗ" в статусе временно исполняющего обязанности занимает Александр Камышин, который ранее являлся топ-менеджером в группе компаний "ДТЭК" олигарха Рината Ахметова. Недавно ему, кстати, продлили полномочия - так как постоянного руководителя железной дороги все еще нет.
В 2021 году дважды поднимали на 10% зарплаты железнодорожникам. Первый раз - в начале года, второй раз - начиная с декабря. Средняя зарплата достигла в 2021 году 14 400 гривен, причем у ключевых технических специалистов средние зарплаты выше: машинисты локомотивов получают около 26 тыс. грн., помощники машиниста - 18 678 грн., осмотрщики вагонов - почти 15 тыс. грн., составители поездов - 17 300 грн., монтеры пути - 16 250 грн.
По мнению руководства "Укрзализныци", компания в 2021 году смогла выйти на небольшую прибыль в размере около 250 миллионов гривен, хотя ранее ожидались убытки на сумму около 8 миллиардов гривен. При этом только за первое полугодие официальнно зафиксированный убыток составил около 1,4 миллиарда гривен. Ситуацию, по словам Александра Камышина, изменили несколько факторов: повышение тарифов на грузоперевозки, сокращение расходов, закупка электроэнергии у государственного "Энергоатома" по фиксированной низкой цене, гибкое реагирование на нужды пассажиров и другое.
В то же время руководитель временной следственной комиссии Верховной Рады народный депутат Юлия Гришина считает, что указанная прибыль "Укрзализныци" является не более чем бухгалтерским расчетом. На самом же деле убыток "Укрзализныци" составляют около 8 миллиардов гривен. Но их, по мнению депутата, удалось уменьшить - за счет упомянутого повышения тарифов на 2,4 миллиарда, за счет переноса повышения зарплат сотрудникам с октября на декабрь - на 1 миллиард, за счет переноса оценки стоимости основных средств на 2022 год - на 3 миллиарда, еще 1,6 миллиарда уменьшения убытков получилось достигнуть за счет разницы курсов валют.
Электрификация
Важнейшими инфраструктурными проектами "Укрзализныци" стали несколько направлений электрификации линий, которые осуществляются уже сейчас. Некоторые даже полностью или частично закончены.
Первый из них - это электрификация 94 километров железной дороги от Ковеля до польской границы на станции Изов. Там процесс электрификации начался еще в августе. Стоимость проекта, разбитого на несколько очередей - 1 миллиард 450 миллионов гривен.
Второй проект - электрификация 30-километрового участка от узловой станции имени Тараса Шевченко в Черкасской области до Черкасс. На данный момент тут уже успели электрифицировать первый 6-километровый перегон до станции Смела и начать там испытательное движение электровозов. В перспективе эта линия будет электрифицирована и далее - до узловой станции Гребенка. Это позволит создать еще одно электрифицированное направление железной дороги через Днепр.
Третий проект - масштабная электрификация всего направления железных дорог в сторону Николаева от узловой станции Долинская. Этот проект осуществляется пока на этапе тендерных процедур за средства кредита в 150 миллионов евро от Европейского банка реконструкции и развития.
Также был реконструирован и электрифицирован электрифицированный участок в Киевской области до станции Васильков-2. Буквально накануне Нового года, с 29 декабря, там пошли пригородные электропоезда "Киев - Васильков" по проекту "Сити Экспресс".
Кроме того, в Одесской области был проложен и электрифицирован второй путь длиной почти 7 километров по линии к порту Южный - от разъезда на 5-м километре до разъезда на 12-м километре. Таким образом, здесь получилось за последние годы создать 24 километра двухпутной электрифицированной линии из всего 30-километрового участка. За счет этого пропускную способность железной дороги к порту Южный довели до 60 пар поездов в сутки - и это очень много.
Пассажирское сообщение
Железная дорога уделила, безусловно, очень большое внимание развитию пассажирских перевозок. Это тот сектор работы "Укрзализныци", который виден людям лучше всего, который имеет важнейшее социальное значение, и малейший недостаток в работе которого немедленно становится главной темой новостей и обсуждений. Немалую долю в этом сыграли проекты в Одесской области.
Для начала "Укрзализныця" взялась довольно гибко и оперативно реагировать на потребности людей и изменения пассажиропотоков. При необходимости быстро назначаются новые пассажирские поезда на постоянной основе или же дополнительные в тех направлениях, куда растет количество пассажиров. Например, постоянно добавляются те или иные поезда в направлении Карпат зимой, приморских курортов и в Одессу - летом, создаются целые маршруты через всю Украину вроде поезда "Мариуполь - Рахов", запускают поезда в сельскую глубинку наподобие поезда "Киев - Гайворон" и так далее. В пригородном сообщении начали проект "Киев Сити Экспресс" - по запуску ускоренных пригородных и городских электричек в пределах столичной агломерации. В дальнейшем такой проект расширят также на Харьков и Днепр, а вот Одесса и Львов пока "пролетают".
Тем не менее, два проекта с электричками начаты в Одессе. Это предложенный автором этих строк еще в 2013 году проект городской электрички, который сейчас находится на начальной стадии обсуждения между одесской мэрией и руководством железной дороги. Также с февраля 2022 года после двадцатилетнего перерыва будет возобновлено движение электричек из Одессы в соседний город Черноморск.
В 2021 году "Укрзализныця" начала получать новые дизель-поезда модели "ДПКР3" производства Крюковского вагоностроительного завода. Это три поезда из шести, заказанных еще в 2017 году, первый из них был получен в 2019 году. Три полученных в 2021 году дизель-поезда пошли на маршруты региональных экспрессов. Это "Слобожанский экспресс" сообщением "Харьков - Попасная" и "Харьков - Сумы - Ворожба", который начал ходить с 19 декабря. Это "Буковельский экспресс", который запущен с 25 декабря. Он ходит от Львов на курорт Буковель - до станций Татаров-Буковель, Ворохта, Ясиня (в видеосюжете ошибочно названо 28 декабря и конечная остановка Рахов, вместо станции Ясиня).
И, наконец, это запущенный еще 20 ноября "Дунайский экспресс" в Одесской области сообщением "Одесса - Измаил", по проекту, разработанному автором еще в 2017 году. На маршрут "Дунайского экспресса" запускали поезда "ДПКР3-003", а затем "ДПКР3-004", также ему неоднократно меняли расписание с учетом пожеланий пассажиров и движения других поездов. Сейчас он отправляется из Одессы вечером в 19:14, а из Измаила утром в 7:24. В итоге, первоначальное время в пути 4 часа 42 минуты уменьшили до 4 часов 10-15 минут.
Как раз под новый год запустили новый поезд "Интерсити" на базе только что отремонтированного двухэтажного шестивагонного электропоезда "Шкода". На период новогодних праздников он будет ходить по маршруту "Киев - Винница - Хмельницкий - Тернополь - Львов", а затем - по более короткому и очень популярному направлению Киев - Винница.
С октября 2021 года возобновилось пассажирское движение на узкоколейной железной дороге по маршруту Гайворон - Рудница, которое было прекращено еще в марте 2020 года. Также готовится на начало 2022 года возобновление поездов от Гайворона до Голованевская. Другие узкоколейки "Укрзализныци" в Ровенской (Антоновка - Заречное) и Закарпатской (Боржавская узкоколейка) областях все еще бездействуют.
Запуск многих пассажирских поездов происходит по системе PSO - Public Service Obligation. Ее суть состоит в том, что железная дорога предоставляет для данного поезда современный подвижной состав. А местные власти - компенсируют часть расходов, в первую очередь перевозку льготных категорий пассажиров и затраты на техническое обслуживание нового дизель-поезда. Такие меморандумы были подписаны с руководством Одесской, Харьковской, Львовской и других областей, а также с местными властями ряда городов в Киевской области.
Закупки подвижного состава
Поговорим немного о закупках подвижного состава для "Укрзализныци".
Во-первых, в конце года был заключен контракт на заказ для "Укрзализныци" 130 электровозов разных модификаций "Alstom" французской разработки за средства французского же кредита. Специально для этого даже был принят и подписан президентом закон. Это будут 80 - двухсистемных и 50 - односистемных грузовых электровозов серии Alstom Prima T8. Планируется значительная локализация их производства в Украине. Общая сумма контракта составит 882,5 миллиона евро или 6,78 миллиона евро за один электровоз. Эти средства будут предоставлены французским казначейством в виде кредита под 0,32% годовых, а частично - в виде банковского кредита под 3,5% годовых.
Во-вторых, ведутся разговоры о закупке еще нескольких десятков тепловозов. А если конкретнее - то речь идет о заказе 40 тепловозов американской разработки компании "Wabtec", входящей в состав "General Electric". Таким образом, тепловозы могут быть такими же или очень похожими на уже закупленные 30 американских тепловозов серии "ТЭ33".
Объявлен тендер на приобретение 80 электричек за 31 миллиард гривен. Часть из них пойдет на маршруты "Сити Экспресс" в Киеве (30 переменного тока), Днепре и Харькове (по 15 постоянного тока), а часть пойдет на маршруты региональных экспрессов - 20 поездов переменного тока. Это первая крупная закупка электропоездов "Укрзализныцей" за все годы независимости Украины. Все электропоезда должны быть пятивагонными, со сквозным проходом между вагонами, со скоростью до 160 км/час. Оговаривается возможность исключения из состава одного или нескольких вагонов, а также возможность сцепки составов между собой. Это должно обеспечить как работу, например, 4-вагонных составов на менее загруженных направлениях, так и работу "сдвоенных" составов суммарно по 8-10 вагонов. Также за счет работы некоторых составов по 4 вагона, можно будет либо проводить техническое обслуживание отдельных вагонов без остановки целого электропоезда, так и формировать 6-вагонные поезда. 5-вагонная составность закупаемых электропоездов указывает, как минимум, на гарантированное участие в тендере компании "Штадлер", которая в качестве основной комплектации выпускает именно такие электропоезда. Тем более, что как раз об этом и был подписан недавно четырехсторонний меморандум.
Уже начались поставки пассажирских вагонов по подписанному еще летом контракту с Крюковским заводом на поставку 100 вагонов за 3 миллиарда гривен. Этот контракт подписали по переговорной процедуре без тендера, так как до этого две попытки провести тендер провалились. В 2022 году ожидается заказ еще на 100 пассажирских вагонов или даже более.
Также определена стратегия закупок грузовых вагонов. В целом до 2031 года предполагается закупить более 51 тысячи вагонов.
На 2022 год запланирована закупка около двух десятков новых дизель-поездов у Крюковского завода. А те два дизель-поезда, которые "остались" из заказа 2017 г. будут завершены и сданы в 2022 году не в комфортной "региональной" комплектации, а в более вместительной компоновке салона для пригородных перевозок.
Кроме того, "Укрзализныця" взялась активно ремонтировать и модернизировать существующие пассажирские электропоезда, которые затем запускают на важнейшие пригородные и региональные маршруты. Также отремонтирован первый из двух простаивавших несколько лет двухэтажных двухсистемных электропоездов "Шкода".
Таким образом, 2021 год оказался для "Укрзализныци" временем начала выхода из длительного системного кризиса, в который железная дорога попала из-за сочетания сложной экономической и политической обстановки в стране, а также некомпетентного руководства. Получится ли у железной дороги начать движение вперед вместо отката назад или топтания на месте - покажут уже события 2022 года.