В Украине за 2021 год закупили в города всего 22 новых трамвая (ВИДЕО)
Подробности в видеосюжете тематического издания "Пассажирский Транспорт". Все 14 новых трамваев, закупленных в Украине - трехсекционные и полностью низкопольные. Еще 8 - частично низкопольные.
Три из новых низкопольных трамваев производства украинского завода "Электрон" модели "T5L64" достались Львову. Это первые вагоны из партии в 10 единиц, заказанных по кредиту Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
Еще один "Электрон", но уже модели "Т5В64" для стандартной колеи попал в Киев - по затянувшемуся контракту еще 2018 года.
Три вагона производства компании "Татра-Юг" модели "К1-Т306" попали в Киев. Это первые вагоны из партии в 20 единиц, купленных за кредит ЕИБ.
Также Киев получил от польского производителя - компании "PESA", семь трамваев модели "71-414К2", что завершило контракт на 10 вагонов еще 2018 года.
Трамваи "местной" сборки, которые оформляются по документам как капитальный ремонт с модернизацией старого вагона с заменой кузова, на самом деле представляют собой совершенно новые вагоны с использованием некоторых элементов старых ходовых тележек. Корпуса таких вагонов и их секций производит компания "Политехносервис", а окончательная сборка производится в тех городах, которые затем их эксплуатируют - в виде мелкосерийного сборочного производства.
Такие трамваи в 2021 году получила Одесса - всего шесть вагонов, в том числе один трехсекционный трамвай "Одиссей-Макс" и пять обычных, односекционных "коротких" "Одиссеев".
Также в 2021 году два таких вагона ввели в эксплуатацию в Запорожье - один в самом начале года, в рамках закупок еще 2020 года. и один в конце 2021 года из числа трех, купленных в прошлом году. По конструкции и внешнему виду они идентичны одесским "Одиссеям", так как их дизайн - на основе лицензии от КП "Одесгорэлектротранс".
Кроме того, в Одессе в состоянии сборки находится еще один закупленный в 2021 году "Одиссей-Макс", а в Запорожье - два односекционных вагона.
В Днепр в 2021 году закупили 20 подержанных трамваев "Татра-Т4DM" из Лейпцига, 10 вагонов введены в эксплуатацию, еще 10 - проходят переоборудование ходовых тележек с колеи 1435 мм на колею 1520 мм. В Запорожье в 2021 году ввели в эксплуатацию 12 подержанных трамваев "Татра-КТ4DM" из Берлина, в том числе 5 из закупленных еще в 2018 году и 7 из закупленных в 2021 году 12 вагонов. Еще 5 вагонов пока еще не работают на линиях. Три трамвая подержанных "Татра-Т6А5" в 2021 году поступили в Каменское.
Коротко остановимся на стоимость новых трамваев. Если говорить о трехсекционных низкопольных трамваях, то самые дешевые сейчас - вагоны "Татра-Юг-К1Т306", которые стоят порядка 1,2 миллиона евро без НДС, а если считать с НДС - то на 20% дороже. Трамваи "Электрон" или "PESA", то их стоимость, на основе тендерных процедур и контрактов с ЕИБ и ЕБРР, превышает 2 миллиона евро за один вагон. Одиночный трамвай типа "Одиссей" в итоговой сборке стоит порядка 8-8,5 миллионов гривен, а трехсекционный "Одиссей-Макс" - порядка 22-24 миллионов гривен. Соответственно набор их первоначальных комплектующих в виде кузовов вагонов (секций) с электронной системой управления обходится в примерно 6,5 млн. гривен для одиночного вагона и 19 миллионов - для трехсекционного.
Кроме того, в Одессе продолжается повторная попытка купить современные низкопольные трамваи за средства кредита ЕИБ - на этот раз закупают 12 трамваев за 20 миллионов евро.
Производителей трамваев в Украине сейчас четыре.
Как производство полного цикла позиционирует себя компания "Татра-Юг", выпускающая трамваи еще с середины 1990-х, в том числе по чешским лицензиям. Однако даже в их самой новой модели прослеживаются те или иные "заимствованные" у других производителей элементы - вроде электронных систем управления и пультов кабины водителя. В итоге выпускаются трехсекционные вагоны с поворотными тележками - это наиболее передовая сейчас конструкция ходовой части вагонов, заявлена возможность модульной системы модельного ряда в разных вариантах низкопольных трамваев - одно-, двух- и трехсекционных.
Завод "Электрон" производит трамваи на основе ряда ключевых импортных комплектующих - таких как ходовые тележки и узлы сочленения из Германии, электронные системы управления из Польши. В итоге завод выпускает низкопольные трех- и пятисекционные трамваи с устаревшей компоновкой на основе неповоротных тележек относительно секций вагонов.
Компания "Политехносервис" выпускает базовые комплектующие для сборки вагонов эксплуатирующими их предприятиями-перевозчиками. Это "голые" корпуса односекционных вагонов или секций для многосекционных - все они лишь частично низкопольные. Попыток выпустить полностью новый трамвай компания не предпринимала, хотя вышла на рынок новых троллейбусов - но с использованием автобусных кузовов завода "МАЗ".
Корпорация "Эталон" в 2021 году вывела на испытания в Одессе свой новый трамвай модели "TR-3100". Это частично низкопольный одиночный вагон. основанный на общей компоновке и габаритах аналогичного российского трамвая "71-623" Усть-Катавского завода. В трамвае "Эталон" применена электронная система управления молдавской компании "Информбизнес", могут использоваться как новые, так и старые ходовые тележки. Таким образом, этот трамвай может продаваться как новый готовый продукт, так и как основа для "фиктивной" модернизации.
В целом, сравнительно с 2020 годом города Украины получили значительно больше трамваев, причем начались поставки по заключенным ранее контрактам на закупки трамваев по европейским кредитам. И эти закупки проводят у украинских производителей. Продолжается "местная" сборка трамваев в Одессе и Запорожье, где не собираются останавливаться на достигнутом. Постепенно сокращается объем закупок подержанных трамваев - от этого в 2021 году отказались в Харькове и Киеве. Состояние производителей не изменилось - на рынке присутствуют те же четыре завода, что и ранее.