Шоу «Юлина тысяча» взвинтило цены на продукты – эксперт

Понедельник , 11 февраля 2008, 09:37
Известный украинский экономист Виктор Лисицкий утверждает, что даже 2 миллиарда гривен выплат сами по себе не могут увеличить инфляцию, всему виной – психологический фактор. Нерыночные меры, на которые, скорее всего, пойдет Премьер, окончательно разорвут экономику, предполагают специалисты.

«В росте цен виновато разрекламированное СМИ на всю страну шоу, которым сопровождалась выдача первых нескольких десятков тысяч вкладов. Прежде всего эти деньги попали на продовольственный рынок, ибо многие, живущие впроголодь, получив свою тысячу, прежде всего решили хоть раз по-человечески поесть – купить мяса, фруктов. И рынок моментально отреагировал на ажиотажный спрос поднятием цен на еду. Взгляните: инфляция за год, с февраля по февраль, составила 119,4%, а продукты питания подорожали за это же время на 128,6%. Цены же на одежду, обувь, бытовые товары практически не выросли», – говорит Лисицкий.

Меры по борьбе с ростом цен, по мнению президента Центра антикризисных исследований Ярослава Жалило, могут быть таковы.

Во-первых, уменьшение темпов роста доходов населения, прежде всего бюджетников и пенсионеров, которым будут повышать зарплаты и пенсии медленнее, чем было до сих пор (на что Тимошенко, да и любой другой премьер в преддверии президентских выборов никогда не пойдет).

Во-вторых, увеличение процентов по кредитам, чтобы «откачать» с рынка больше денег (то есть подорожают для населения кредиты на жилье, авто, быттехнику и прочее, а также кредиты для предприятий).

В-третьих, учитывая, что премьеру нужны быстрые результаты, то, по мнению Жалило, в ближайшие месяцы нам стоит ожидать административного ограничения цен на ряд товаров, что даст краткий эффект, но в дальнейшем появится дефицит, как это было в 2005 году с бензином и мясом, передает Сеть экстренного оповещения.

И, наконец, в-четвертых, на помощь призовут дешевый импорт (через снижение пошлин после выступления в ВТО и укрепление курса гривны по отношению к доллару). Дешевые продукты из-за границы не позволят отечественному производителю «задирать» цены, но создадут ему серьезные проблемы, вплоть до сворачивания производства.