Как горсовет учил людей Авакова и Мухатаева ответственности

Николай Кузнецов, Дмитрий Стриженко  |  Вторник , 3 июня 2008, 23:32
Решение о лишении Харьковского городского головы допуска к гостайне было принято без достаточных оснований, преждевременно и поспешно, а на деле является заранее спланированной попыткой дискредитации городской власти перед выборами 2007 года (М.Добкина лишили допуска осенью прошлого года), заявил директор юридического Департамента Владимир Коваленко.

3 мая дело по иску должностных лиц горсовета к областному Управлению СБУ и Харьковской облгосадминистрации перешли в фазу судебных дебатов. В ходе прений В.Коваленко привел факты, свидетельствующие о сговоре УСБУ и ХОГА. Он напомнил, что решение о прекращении допуска было подписано и.о. руководителя областной администрации – первым заместителем Арсена Авакова Владимиром Бабаевым – 17 сентября 2007 года. Основанием для этого стал акт проверки СБУ соблюдения режима секретности сотрудниками горисполкома, датированный 10 сентября 2007 года.

Также Коваленко обратил внимание на некоторые проявления некомпетентности сотрудников Службы безопасности Украины. Некомпетентность, сказал Коваленко, выражалась в нарушениях при проведении самой проверки, а также в превышении своих полномочий в реализации ее последствий.

Так, в нарушение действующего законодательства, о проверке не были предупреждены соответствующие лица. Некоторые объекты проверки, которые не были инспектированы, были внесены в акт проверки. Были также и другие, более мелкие нарушения.

Акт проверки поступил в горсовет 13 сентября, рассказал Коваленко. Михаил Добкин ознакомился с ним и категорически не согласился с изложенными в акте фактами, однако его замечания не были приняты к сведению, что противоречит инструкциям и нормативным актам, подчеркнул глава Юрдепартамента.

По мнению Коваленко, в конечном итоге было проигнорировано право Михаила Добкина озвучить и отстоять свою точку зрения. УСБУ и ХОГА сознательно не приняли к сведению его протест, что может указывать на наличие спланированной акции по лишению мэра допуска к гостайне. Кроме того, подчеркнул Коваленко, в момент подписания решения о прекращении действия допуска, СБУ было известно, что акт будет опротестован в суде. Однако руководитель областного УСБУ Андрей Мухатаев направил в ХОГА письмо, в котором требовал лишить мэра допуска к секретным материалам на основании именно данного акта.

По мнению главного юриста горсовета, комплекс действий руководства ХОГА и УСБУ говорит о том, что эти органы не ставили перед собой цель улучшить ситуацию с соблюдением государственной тайны, а выполняли политический заказ – очернить руководство города перед парламентскими выборами, учитывая партийную принадлежность властей Харькова.

Мухатаев же проявил полную некомпетентность в вопросах местного самоуправления. Как выяснилось, после проверки глава УСБУ направил письмо Михаилу Добкину с требованием… уволить секретаря горсовета Геннадия Кернеса. В мэрии генералу напомнили, что секретарь горсовета – выборная должность, поэтому назначать или увольнять его может исключительно депутатский корпус горсовета.

Не выдерживает критики и главный аргумент следователей СБУ – выезды мэра и секретаря горсовета за границу без письменного уведомления. Коваленко отметил, что такого нормативного акта не существует, и должностное лицо, в данном случае мэр города, на свое усмотрение устанавливает форму оповещения о заграничных командировках. Добкин уведомлял о таких выездах сообщениями на официальном Интернет-ресурсе городского совета.

Лишить же допуска к гостайне секретаря горсовета может только мэр города как лицо, которые выдавало этот допуск. Это, пояснил Коваленко, полностью соответствует закону Украины о гостайне, который разрешает городским и сельским головам выдавать секретарям соответствующих советов допуск к материалам, содержащим государственную тайну (в случае, если мэр или сельский голова уже имеет такой допуск). В свою очередь секретарь горсовета обязан сообщать о своих заграничных поездках уже перед тем, кто выдавал ему допуск к гостайне, т.е. перед городским головой.

Однако Мухатаев не посчитал нужным спрашивать у Михаила Добкина, уведомлял ли его Геннадий Кернес о своих поездках, и сразу сделал выводы, что руководство города необходимо лишить допуска к гостайне. Поспешили и работники ХОГА, не проведя никаких расследований и проверок, на основании одного только письма главы УСБУ лишив М.Добкина и Г.Кернеса допуска к секретным материалам.

Коваленко надеется, что суд разберется в ситуации и даст справедливую оценку произошедшему, так как СБУ и ХОГА «надо приучать» к тому, что все их внеправовые действия обязательно будут становиться объектом судебного обсуждения.