Как харьковские милиционеры ловят «наркодилеров» (собственное расследование)

Игорь Перминов, Дмитрий Стриженко  |  Вторник , 17 июня 2008, 13:44
В Киевском районном отделе милиции г.Харькова молодой девушке Лесе Яновской пытались инкриминировать обвинение в торговле тяжелыми наркотиками. «Оборотни в погонах» выбивали из нее признание, угрожая забрать годовалого ребенка.

Об этом говорится в программе «Экспертиза. Жизнь замечательных правоохранителей» (производство ТО «ИНАЧЕ»).

Как удалось выяснить журналистам в ходе собственного расследования, 20-летняя харьковчанка Леся Яновская была задержана и доставлена в Киевский РОВД г. Харькова по подозрению в торговле наркотиками. Там ее держали в «обезъяннике» в течение двух суток. Девушку напоили кофе, после которого Леся пришла в состояние, по симптомам напоминающее наркотическое опьянение. В течение этого времени к девушке не могли попасть ни мать, ни адвокат.

Леся Яновская: «Приехал замначальника УВД города, имени-отчества я не помню, фамилия – Лашин. При нем Юрий Тарасович (Гладик Юрий Тарасович – начальник Киевского районного отдела милиции г. Харькова, – авт.) меня не бил, но оскорблял, угрожал: «Я тебе сейчас ребра переломаю, сейчас тебя весь райотдел разрывать будет, ходить не будешь, вся синяя будешь…»

Корр.: «Разрывать – это была угроза изнасилования?»

Л.Яновская: «Да, угроза изнасилования: «Да от тебя живого места не останется. Ты, что телевизор не смотришь? Ты не знаешь, на что мы способны».

Как рассказала Л.Яновская, Ю.Гладик требовал от нее признания в торговле тяжелыми наркотиками.

Л.Яновская: «Когда я отказалась, Юрий Тарасович, начал меня бить по ногам. Бить сильно. Ни одного синяка не осталось, наша милиция умеет так бить, правильно. Обидно, больно, я рыдала. Мне абсолютно не о чем было с ним говорить. После чего, сказал писать мне расписку – кому я оставляю своего сына возрастом год и два месяца на время следственных действий, так как он сказал, что я буду очень долго сидеть в тюрьме. Отвесил мне очень сильный подзатыльник».

Кроме распространения, Яновской инкриминировалось, также и употребление наркотиков. Однако, по мнению врача, который наблюдал Лесю и ее сына с самого рождения ребенка, Яновская не могла быть наркоманкой.

Ольга Голосовская, врач-педиатр: «Мне всегда нравилась эта мама и этот ребенок. С самого первого дня – мы познакомились с ними в прошлом году, в марте месяце, сразу после выписки из роддома. Очень хорошее впечатление, хорошая, исполнительная мама. По первому требованию она появлялась в поликлинике, выполняла все наши назначения».

Корр.: «Ольга Викторовна, вы опытный врач, вы могли предположить, что мама Игоря когда-либо могла употреблять наркотики?»

О.Голосовская: «Нет. Мы обсуждали этот вопрос и с моей сестрой, которая тоже наблюдала ребенка. Даже предположить невозможно было, что Леся наркоманка».

Богдан Яновский, отец Л.Яновской: «В районе 13 часов, позвонил товарищ Крицин, рассказал, что дочка находится в милиции. Торговля наркотиками, наркодилер. В районе 14 часов, он приехал сюда. Были угрозы, что приедет ОМОН, ОБОП, церемониться не будут, приедут с обыском. Поразбивают окна, двери. Ребенок может испугаться»

Ирина Кравчук, жена Б.Яновского: «Он молча посадил ребенка в машину и увез его».

Несмотря на угрозы, никакого обыска в квартире потерпевшей произведено не было. Родители Л.Яновской и сама потерпевшая, анализируя произошедшее, считают, что отец ребенка, Игорь Крицин, подкупил руководство Киевского райотдела и сам организовал эту провокацию. Финансовые возможности у Крицина действительно были: он человек состоятельный, по словам Яновской, совладелец двух крупных Харьковских казино.

Александр Гунченко, адвокат: «Я держу в руках постановление о возбуждении уголовного дела, датированное 6 мая 2008 года. Следователь следственного управления в Харьковской области, старший лейтенант милиции. Обращаю внимание на то, что следственное управление области делами такого рода – это уже из личной практики – не занимается. Слишком мелко…»

Следователь областной прокуратуры, ведущий это дело, категорически отказался от любых комментариев. Учитывая ряд странностей в этом деле, можно рассматривать и другую версию – политическую. Прежде всего, настораживает тот факт, что обвинения против Леси Яновской, пытались связать с именами известных наркодилеров – Гаврилова и Дудко, недавно задержанных правоохранителями.

Зоя Яновская, мать Л.Яновской: «Тогда мы уже увидели, что происходит. Убедились в совершенно незаконных действиях начальника Киевского райотдела и оперуполномоченных, встретившись с понятыми, поняв, что прокуратура нас не поддержала, мы обратились в областное Управление МВД к генералу Крижановскому, который сразу заинтересовался этим делом и убедился, что мы правы. Очень рьяно пошла работа, но буквально, через неделю, все это прекратилось. Запретили и ОВБ (ОВБ – отдел внутренней безопасности, – авт.), и оперуполномоченным работать по этой теме. И наше дело спустили к участковому».

Корр.: «Вы не пытались ходить к Крижановскому еще раз?

З.Яновская: «Нет, нам сказали подождать, пока приедет министр Луценко и  ему будет доложено. Опять нас обманули. Мы дали телеграмму на имя Луценко. Ждем со дня на день какой-нибудь реакции».

Во время своего недавнего посещения Харькова, министр МВД Юрий Луценко обвинил харьковских милиционеров в организации наркотрафика и провел массовые чистки личного состава. Были уволены 32 сотрудника милиции в чине от лейтенанта до майора, еще 40 отстранены от исполнения обязанностей до окончания расследования. Позиции Станислава Крижановского министр назвал «очень слабыми». Но в деле Яновской никаких сдвигов не произошло. Министру о ситуации в Киевском РОВД не доложили. Позиция правоохранителей напоминает пресловутый поиск «козла отпущения»: милиционерам нужно срочно найти организаторов харьковского наркосиндиката, чтобы самим избежать наказания.