"Две недели в подвале комендатуры". Подробности освобождения запорожского редактора Ирины Дубченко

Владимир Диденко  |  Вторник , 19 апреля 2022, 21:26
Запорожский редактор медиагруппы "Дозоры" Ирина Дубченко сообщила подробности пребывания в российском плену. Журналистка была освобождена усилиями переговорной группы при участии украинского омбудсмена, а также международной организации "Репортери без кордонов" (RSF).
"Две недели в подвале комендатуры". Подробности освобождения запорожского редактора Ирины Дубченко
у террористов о том, того, как пыталась скрывать раненого украинского военного и попала в плен окупантов.
 
По словам Ирины Дубченко, она ухаживала в Розовке Запорожской области за своей парализованной бабушкой. 3 марта в поселок вошли террористы группировки ЛДНР и российская военная техника. Тогда же не стало света и мобильной связи.
 
«Стало понятно, что я уже не выеду. Хорошо, что дочь была с мамой, которая буквально перед войной забрала ее, потому что имела возможность провести с ней время. Так мы с бабушкой провели почти две недели. А 12 марта я узнала, что в поселке скрывается раненый украинский военный», – вспоминает Ирина Дубченко.
 
Журналистка забрала военного в свой дом, где было отопление и еда. У мужчины, как рассказывает Ирина, было пулевое ранение в плечо и ногу, сломанные пальцы на ноге и осколки в стопе.
 
«Мы пытались сделать все, чтобы помочь ему, в моем доме. Через две недели он стал становиться на ногу. Через несколько дней его должны были вывезти из Розовки. Но на блокпостах всех молодых мужчин раздевали, чтобы проверить, нет ли ранений. Мы нашли вариант, как это замаскировать, что требовало некоторое время, но оккупанты пришли в наш дом раньше. Уже потом я узнала, что соседи донесли на меня», – отметила она.
 
 
Журналистка пыталась выдать раненого за своего мужа, но оккупанты заставили его раздеться, после чего забрали, увидев ранения. Это произошло 26 марта.
 
«Я просила его отпустить, предлагала им все имеющееся золото и деньги, но меня никто не слушал. Я настаивала, что хочу увидеть его. Они согласились и сказали садиться в машину. Я села, в чем была, и все», – вспоминает Ирина Дубченко.
 
Журналистку отвезли в «комендатуру», в с .Никольское Донецкой области Там Ирина в последний раз видела военного, которого скрывала. Затем ее отправили в райотдел: выпытывали, где оружие, кто против окупантов и есть ли в поселке партизаны. Затем посадили в камеру, где находилось около двух десятков мужчин.
 
«Я провела две недели в подвале. Иногда военные развлекались: выводили кого-нибудь из нас в коридор и сверху выпускали очереди из автоматов. Меня называли исключительно "айдаровкой", говорили, что внесли в базу данных в раздел "особо тяжкие преступления", в частности, "содействие терроризму". Собирались этапировать в Донецк, а затем в Ростов, где меня ждал суд по статье с приговором от 7 до 15 лет», – рассказала Ирина.
 
По ее словам, военные до последнего не знали, что она журналистка. Она же старалась не выдавать себя, чтобы не усугубить ситуацию. Что стало причиной ее внезапного освобождения  обещает рассказать уже после победы.
 
«Меня просто вызвали из камеры со словами "Айдаровка, выходи!". Следователь спросил, сколько я здесь нахожусь, еще раз взял отпечатки пальцев. Мне отдали мои вещи, включая золотые серьги, и сказали, что я свободна. На прощание порекомендовали больше не попадаться, потому что другого такого шанса у меня не будет», – добавила Ирина Дубченко.
 
Напомним, российские оккупанты освободили журналистку Ирину Дубченко 11 апреля.
 
 
По словам руководителя медиагруппы "Дозоры" Ростислава Касьяненко (на фото), освобождение журналистки сопровождалось напряженными консультациями переговорной группы. "Мы координировали свои действия с омбудсменом и министром по вопросам окупированных территорий Ириной Верещук и Национальным Союзом Журналистов Украины, они - с "Репортерами без кордонов". О подробностях, действительно, лучше говорить уже после войны", — говорит медиаменеджер.