И. Варга: "Мы можем отключить от газа любой город"
– В чем, на ваш взгляд, причина задолженностей?
– На сегодняшний день предприятия Украины имеют долг около 600 млн. грн. Основные причины — повышение цены, которое уже три раза состоялось в этом году. Эта сумма довольно значительная — около 300 млн. грн. дополнительной нагрузки, — и мы понимаем, что органы местного самоуправления не сумели сориентироваться и вовремя реализовать мероприятия, предусмотренные законодательством, а именно: пересмотреть тарифы за услуги теплоснабжения. Потому что газ в их структуре занимает 50%.
– Назовите самый проблемный город.
– Самый проблемный для нас город на данный момент — это Харьков. Из 600 млн. долга ровно пятая часть (120 млн. грн.) — «заслуга» первой столицы Украины. Мы рассматриваем подготовку к зиме, только как часть взаиморасчетов. Я был в Донецке, Луганске и других городах, в общем, ездил по всей Украине.
В других городах мы видим перспективу, а в Харькове — не очень.
– Взаимопонимание с местными властями, насколько я понимаю, не достигнуто.
– В любом случае, городская администрация хоть и не несет ответственности за расчеты, но, тем не менее, именно она устанавливает тарифы. А в харьковской мэрии говорят, что, дескать, мы — новая власть, и за решения прежней не отвечаем. Так нельзя.
– В Харькове новый, повышенный тариф будет включать в себя инвестиционную составляющую, половина которой пойдет на то, чтобы расплатиться с вашим предприятием.
– Мне бы не хотелось залазить в тарифообразование, потому что это дело органов местного самоуправления. Я не могу им диктовать какие-то условия, это их проблемы.
Я знаю единственное — если новый тариф будет принят ниже себестоимости, остальная часть средств должна быть предусмотрена в бюджете. Это четко прописано действующим законодательством. Я не думаю, что бюджеты украинских городов позволяют идти на какие-либо компенсации. Впрочем, Севастополю это удается. В Крыму у нас самые низкие тарифы в Украине. И Львов поступает подобным образом, при этом используя кредитные ресурсы. В Харькове же, как и в Киеве, буквально до последнего времени не считали нужным изыскивать заемные средства. Хотя после системной работы, которую ДК «Газ Украины» провела за последний месяц, тепловики этих городов поменяли свою позицию. До этого их главным аргументом был тезис: мы сожжем столько газа, сколько нам нужно, а заплатим столько, сколько захотим. И почему-то редко когда им хотелось оплачивать потребленный газ на все 100%! Как известно, на второй день после нашей встречи с харьковскими властями и теплоснабжающими предприятиями, городские власти приняли решение взять 20 млн. грн. кредита, чтобы начать погашать 120 млн. долга. А уже на следующий день, 1 сентября, в пятницу поздно вечером, столичная компания АЕК «Киевэнерго», погасила 45 млн. грн. долга. Хотя они еще должны «Газу Украины» более 30 млн. Но зато есть гарантия Киевской городской администрации о том, что они погасят до 11 сентября весь 80-миллионый долг перед нашей компанией.
– А что вас не устраивало в графике погашения долгов «Харьковских тепловых сетей», который вам предложили? Это окончательное решение или возможны какие-то подвижки?
– Нет, мы пойдем до конца. А если и будем говорить о каком-то графике, то он должен быть составлен так, чтобы нам погасили долги до начала отопительного сезона, а не растягивать погашение до 2010 года! Мы и так уже фактически прокредитировали харьковских тепловиков. Иначе начнут действовать штрафные санкции. По-другому быть не может.
– Вы стараетесь говорить только об экономической стороне «газового вопроса», но население склонно считать проблему очень заполитизированной…
– Я не стал бы рассматривать это, как вопрос политики. Решение проблемы так или иначе затрагивает огромную социальную группу. Если бы речь шла о каком-нибудь предприятии, оно было бы немедленно отключено от газоснабжения, да и все. Но, поскольку это касается населения, НАК иногда идет на уступки. Но сейчас это уже, действительно, крайность.
– То есть, не будет стопроцентной проплаты — отопительный сезон там не начнется?
– Да. Но, повторю: взаимное непонимание — это исключение, а не правило. Я был на последнем заседании Ассоциации городов Украины. Во многих городах, например, в Луганске, чувствуется какая-то ответственность. А в других - большую роль играют личные амбиции. Дескать, я стал мэром и теперь буду только командовать и периодически встречаться с правительством. Давно пора понять — в нынешней ситуации всем надо объединяться, потому что зима будет очень сложной.
– Как сейчас обстоят дела в Киеве?
– Мы воюем сейчас уже по-настоящему. Отключено около десятка котельных. В столице уровень расчетов — 92%. Но это - большой потребитель, где текущее потребление — 70-80 млн. грн. И отношения у нас очень интересные в том плане, что власти бесконечно составляют какие-то графики платежей и все время их не выполняют. А ведь непредсказуемое поведение контрагента более всего мешает жить. Мне кажется, что господин Черновецкий тоже несерьезно относится к проблеме. Он другим занимается. В любом случае, я пока в Киеве не слышал серьезных разговоров, направленных на поиск взаимопонимания с нами.
– В Харькове, соглашение с которым на поставку газа не подписано, есть горячая вода. Значит, взаимопонимание не обязательно?
– Вода есть, потому что один из местных судов, куда обратились власти, принял незаконное решение, что город нельзя отключать. Это же просто нонсенс. Мы сейчас тоже подадим в суд, постараемся действовать в рамках закона и создать свой прецедент, чтобы другим неповадно было.
– Судя по тому, как вы высказываетесь, вы не очень-то верите нашей судебной системе?
– Конечно не верю, но если мы пойдем по тому же пути, что харьковчане, конечно, мы добьемся результата. Потому что, в конце концов, имеем государственный ресурс. Если бы я представлял частную компанию, конечно, я бы не верил в успех, но здесь мы думаем, что апелляция уже пойдет на другом уровне, а Высший Суд вообще в Киеве находится, у нас там больше аргументов найдется.
– Есть ли альтернатива судебным тяжбам?
– Газовая система настолько интересная и сложная, что мы можем любой город отключить из Киева, будучи даже за пределами региона. Есть же «Укртрансгаз», магистральные газопроводы.
Инна Питя