Михаил Добкин: Кого будем ломать через колено, а кого и коленом под зад!

Понедельник , 25 декабря 2006, 15:32
Мэр Харькова считает, что основным стимулом для чиновников станут деньги: «Это то «топливо», которое будет заставлять людей работать по-новому».
Мэр Добкин работает на перспективу, не особо задумываясь, останется ли за ним это кресло на момент, когда можно будет увидеть результаты реформ. О политике, коллизиях Кабмина и Секретариата Президента, о роли Виктора Ющенко, о проблемах местного самоуправления и вечной теме ЖКХ - в эксклюзивном интервью Михаила Добкина журналистам "Известий в Украине".

вопрос: Вы ездили в Киев на Совет развития регионов. Что привезли в Харьков?

ответ: На самом деле целью поездки был разговор о перспективах существования центральной и местной власти в формате такого института, как Совет развития регионов .Его возглавляет премьер-министр Украины, знающий о проблемах местного самоуправления не понаслышке (сам был губернатором). По настроению многих губернаторов, мэров, председателей местных советов я увидел, что этот Совет имеет перспективу долгой и эффективной жизни

Я обратился к руководству страны с просьбой, чтобы наше казначейство работало не до 25, а до 30 декабря, на что получил позитивный ответ. В ходе работы я еще раз попытался убедить премьера и профильных министров, что все субвенции, которые идут в город из госбюджета, должны идти не через область, а непосредственно в Харьков - потому что область, получая деньги, начинает самостоятельно их распределять. А в сложившихся у нас условиях, когда существует определенная конкуренция в плане того, у кого лучше показатели - у города или области, - такая ситуация не на пользу рядовым жителям. Также я настаивал на том, что часть налогов необходимо оставлять на местах - из-за того, что сегодня все эти средства уходят в Киев, местные власти не заинтересованы собирать больше налогов.

в: Вы ушли из Секретариата, не дождавшись Президента. Сложилось впечатление, что у вас есть какие-то противоречия с Президентом и его командой. Так ли это?

о: У меня нет никаких противоречий с Виктором Ющенко. Я с глубоким уважением отношусь к нашему Президенту. У меня могут быть симпатии, антипатии к отдельным политикам, но Президент есть президент: Однако я очень не люблю, когда начинают хитрить. Приглашение на Совет развития регионов я получил за три дня до его проведения. Я к нему готовился (должен был выступать по проблемам формирования местного бюджета), прочитал массу литературы и документов. А в семь часов вечера - как раз перед Советом - я получаю телеграмму из СП, где написано, что меня в тот же день, но на два часа раньше будут ждать у Президента. Зная, что бывают случаи, когда Президент задерживается, я для себя решил, что совещание, к которому я готовился, для меня все же важнее (не потому что его проводит премьер, а потому что я знаю тему нашей встречи, я к этому Совету готовился. К тому же я знал, что в ходе личной дискуссии с премьером, с Азаровым я смогу убедить их по-другому относиться к формированию местных бюджетов). Мало того, что мы приехали пораньше, чтобы ознакомиться с раздаточными материалами, нас по дороге в зал дважды обыскивали (а я ненавижу, когда меня обыскивают!). Проходит полчаса, час - встреча не начинается, а мне уже надо ехать в другое место, где я с гораздо большей пользой мог бы защитить интересы своих граждан. Я понимал, что если сейчас придет Президент, а я через 15 минут уйду, это будет выглядеть не очень красиво. Поэтому я решил тихонечко уйти еще до начала. Я же там не кричал и не призывал никого демонстративно вставать и уходить. Местное самоуправление ничего не потеряло оттого, что меня не было на той встрече. Не стоит политизировать ситуацию.

Длительное время руководители местного самоуправления, государственные мужи, ведущие украинские политики говорят о том, что местному самоуправлению необходимо предоставить как можно больше прав для выполнения своих природных функций. И самое главное, что нужно убрать диспропорцию между выполнением этих функций и финансовым ресурсом. Это первое. Во-вторых, в условиях нынешних экономических реалий, когда стоимость коммунальных услуг для населения все больше и больше приближается к европейским ценам, люди совершенно справедливо требуют услуг совершенно другого качества. Также необходимо заниматься вопросами облагораживания города. На все это необходимы средства.

Формирование бюджета у нас состоит из двух основных частей: одна часть денег выделяется Киевом на здравоохранение, науку, образование и т. д. (мы же лишь отслеживаем, чтобы эти средства расходовались по назначению), другая часть - это наш собственный бюджет, за счет которого мы стараемся развивать город. Однако за счет недофинансирования из центрального бюджета делегированных нам полномочий приходится тратить на эти нужды деньги из местного бюджета (в этом году эта цифра составила 40%).

в: Говорят, что бюджет-2007 перекладывает на местные бюджеты проблемы ЖКХ, не подводя при этом под него финансы:

о: Так говорят либо абсолютные непрофессионалы, либо люди, которые бюджета в глаза не видели. Огромное количество средств (свыше миллиарда) выделяется на поддержку ЖКХ. Вчера премьер в своем выступлении говорил: "Если вы считаете, что этот бюджет меня устраивает, то вы глубоко ошибаетесь. Если вы думаете, что он устаивает Президента, то вы тоже ошибаетесь. Он не устраивает никого, но это максимум, который можно было выжать из нашей экономики для ее дальнейшего существования - чтобы она не умерла". Сегодня можно взять все бюджетные деньги, повысить зарплаты и пенсии, прожиточный минимум и выплачивать их на протяжении года. Но что мы будем делать дальше? За счет чего будет жить и развиваться страна? Возвращаясь к проблемам ЖКХ - я убежден в том, что регионам нужно дать стимул, чтобы заинтересовать их собирать больше налогов. При перевыполнении налогового плана часть денег должна оставаться в регионе. Так было в 2003-2004 годах. И это были лучшие годы для местного самоуправления. Я смотрел статистику. Так, бюджет 2003 года был перевыполнен на 30%, 2004-го - на 25%.

Чтобы люди увидели смысл платить по новым тарифам, мы должны изменить отношение коммунальных служб к выполнению своих обязанностей. Для этого необходимо провести системные реформы. К примеру, я убежден, что если внутри приватизированной квартиры прорвало батарею, то ее могут ремонтировать наши коммунальные службы, но уже за дополнительную плату. Поскольку эта квартира - частная собственность. А вот стояк, который подходит к квартире, должны обслуживать исключительно наши коммунальные службы. Мы хотели бы ликвидировать крепостное право, которое существует в нашей системе ЖКХ. Есть ЖЭК, и есть закрепленная за ним территория. Независимо от того, обслуживает ли этот ЖЭК ее или нет, люди, которые живут рядом, все равно ему платят. Мы же хотели запустить сюда бизнес, который в условиях конкуренции мог бы оказывать населению альтернативные услуги. Вот тогда ЖЭКи стали бы деньги отрабатывать. Фактически нашей задачей стала ликвидация ЖЭКов, чтобы через год-полтора они стали частными конторами. И тогда в конкурентной борьбе выживали бы самые лучшие. Местная власть готова таким конторам максимально содействовать: С первого января 2007 года жилищно-коммунальная реформа у нас вступает в силу.

в: Вы красиво говорите о реформировании в городе. Но как вы сможете сломать систему, которая работала на протяжении не одного десятка лет?

о: У меня есть огромные полномочия мэра города Харькова: Доверие людей.

в: То есть будете ломать через колено?

о: Кого через колено, а кого и коленом под зад. Но основным стимулом для людей будут деньги. Это то "топливо", которое будет заставлять людей работать по-новому.

в: Что уже удалось сломать?

о: Понимание того, что дальше так жить нельзя.

в: Когда население почувствует результаты вашей работы в той же сфере ЖКХ?

о: Полностью отлаженный механизм работы ЖКХ в том виде, о котором я мечтаю, сможет заработать минимум через два года. Первые результаты будут видны в будущий межотопительный сезон.

в: Сейчас горячая пора - бюджетный процесс. Какие инновации вы готовы предложить Харькову?

о: Харьков - интеллектуальная и культурная столица Украины. В городе есть огромный потенциал фундаментальной и прикладной науки, которая при правильном финансировании (когда нашим основным продуктом будет не металл, не производство химии, а высокие технологии) даст великолепные результаты. Мы не сможем серьезно закрепиться на мировых промышленных рынках - уж очень серьезные у нас там конкуренты. Поэтому мы должны сделать акценты именно на развитие высоких технологий.

в: У вас нет проблем с вашим горсоветом, с оппозицией?

о: Оппозиция - это не проблема. Главное, чтобы она была конструктивной. Оппозиция должна быть, иначе мы станем, образно говоря, толстыми и неповоротливыми. Неконструктивной оппозиции я за все время своего пребывания в должности не видел. Харьков всегда был и остается толерантным городом. Из 100 депутатов у нас на сессиях горсовета присутствуют постоянно 85-90 человек. Решения поддерживают стабильно 77-85 человек. Часто бывают единогласные голосования.

в: Вы себя идентифицируете как члена Партии регионов?

о: Полностью: Я член исполкома и принимаю участие во всех съездах, форумах, во всех партийных делах.

в: В таком случае, каково ваше видение выхода из тупика, связанного с противостоянием команд Президента и премьера?

о: Нет никакого тупика. На мой взгляд, есть четкое понимание того, что и премьер-министр, и Президент хотят одного - чтобы в стране было лучше. На сегодня есть конкуренция, но не между Президентом и премьером, а между Секретариатом Президента и Кабинетом министров. Эта конкуренция проходит по двум позициям. Во-первых, имеет место попытка со стороны Секретариата отвоевать полномочия президента, которые были при старой Конституции; в свою очередь, у Кабмина есть четкое понимание того, что все функции и задачи, которые на него возложены после вступления в силу политической реформы, не могут быть выполнены, если ему не будет передан весь спектр полномочий. Во-вторых, и в СП, и в КМ работают живые люди, у каждой команды есть свой лидер: в Секретариате - Президент, в Кабмине - премьер. И эти люди со здоровыми амбициями и желанием карьерного роста хотят проявить себя по максимуму внутри этой команды. Это абсолютно естественно.

в: Вы по работе сталкивались с Виктором Балогой? Как он вам?

о: Я сталкивался с Балогой, еще когда он был губернатором Закарпатской области. Это очень системный человек, который кардинально изменил работу СП. Сейчас там присутствует здоровая злость в работе. Ведь никому не нужен Президент со слабым окружением. И я думаю, что при здоровой, неполитической конкуренции между СП и КМ можно будет получать очень хороший продукт для всего населения Украины - будь то бюджет, или же ряд нормативно-правовых актов, или же наведение порядка в той или иной сфере.

в: Имеются ли в городе языковые и межнациональные проблемы? На днях прошло сообщение о том, что в Харькове снесли памятник воинам ОУН-УПА:

о: Эти вопросы в Харьков привнесены искусственно. На сессии горсовета мы приняли решение, согласно которому жители могут обращаться в местные органы власти как на русском, так и на украинском языках. (Также и я могу общаться как на русском, так и на украинском языках.) Что касается этого памятника, то он стоит здесь с 1992 года, и за все эти 14 лет никто не пытался использовать его для противостояния. И вдруг заместитель губернатора Третецкий, который возглавляет харьковскую УНП, предлагает организовать парад воинов УПА. Я уже не говорю о том, что парад - это шествие победителей. А кого в городе Харькове победила УПА? Более того, когда мы начали копать глубже, то выяснилось, что в 1,5-миллионном городе живет только 1 (!) человек, который в свое время поддерживал деятельность УПА. Однако шествие состоялось. Шумиха вокруг него началась еще задолго до начала. Наши ветераны с возмущением смотрели по телевизору, как этот парад готовится. В итоге 14 октября собралось человек 50-100 студентов, которые приехали к нам учиться из западных областей Украины. Наши же ветераны со всех районов города в знак протеста начали стягиваться к ним, причем абсолютно неорганизованно. И вот идет это шествие ОУН-УПА с флагами, а наши ветераны (представьте, сколько им лет - уже за 80!) решили прорваться к этим ходокам - кто с палками, кто с зонтиком, кто еще с чем-то. Когда я это увидел, сразу же позвонил милиционерам, чтобы те быстро взяли в оцепление этих ходоков, дабы никто не пострадал: Кто-то (понятия не имею, кто!) ночью приехал и похоронил памятник УПА, засняв это на камеру.

Я прекрасно понимаю, что теперь возле этого камня постоянно будут вестись разного рода политические спекуляции. Эта тема очень сложная. И я бы хотел через вашу газету обратиться к Президенту и нашим политикам: коль сегодня вы и наше общество не способны установить историческую истину в том, кто же прав - сторонники УПА или же ее противники, - то давайте закроем эту тему лет на 20, и пусть уже тогда наши дети, которые будут умнее нас, придут и разберутся в этой теме без криков и спекуляций. Может, тогда внук воина УПА пожмет руку внуку воину Красной армии.

в: Поступали ли вам предложения уйти с должности мэра Харькова в центральную исполнительную власть?

о: Мне один раз предлагали должность первого зама министра или просто заместителя министра. Но это было после оранжевой революции. За это мне следовало бы отказаться работать на Януковича. Инициатива исходила от человека, который потом стал "любим другом".

в: Вы сильно злитесь на оранжевую команду?

о: Да я на них не злюсь, я их жалею. Как говорят, лежачего не бьют:

в: Как вы считаете, нужно ли вернуть Президенту прежние полномочия?

о: Мы с вами живем в эпоху самых больших потрясений с того времени, как распался СССР. Период с 1991 по 2006 годы это было время, когда формировалось государство, когда президент обладал абсолютной властью. Именно такой руководитель государства был нужен, поскольку слабый президент тогда многого не смог бы сделать - попросту не удержал бы ситуацию. Сегодня такой президент стране уже не нужен. К власти пришел Виктор Ющенко, но он опередил свое время. Он президент не 2006 года, а года 2010-2015. К сожалению, промежуточного президента мы пропустили.

По материалам proua