Г. Кернес: Городская власть принимает вызов «оранжевых» торгово-финансовых кланов

Роман Барашев, Еженедельник «2000»   |  Пятница , 21 марта 2008, 11:07
Секретарь Харьковского горсовета Геннадий Кернес в интервью еженедельнику «2000» рассказал о газовом кризисе, реформе ЖКХ, земельных торгах и попытках их срыва, а также о том, насколько хорош Арсен Аваков в роли бизнес-партнера.

Геннадий Адольфович, как Харьков пережил зиму? Ощутимо ли отразился газовый кризис на жилищно-коммунальной сфере города? Харьковчане, думаю, хорошо помнят годы, когда вводились графики отключения электроэнергии и когда они замерзали в квартирах. Легко представить, сколь чувствительно горожане реагируют на угрозы сокращения объемов подачи газа.

В последние недели зимы, когда начался газовый кризис и зазвучали разговоры о сокращении лимитов на подачу газа, в региональные органы власти поступали указания об увеличении уровня оплаты за энергоносители.
Однако еще накануне отопительного сезона власти города провели ряд мероприятий по усилению финансирования сферы ЖКХ, и население не испытало существенных перебоев в подаче газа, тепла и горячей воды.

В 2007 г. Харьков начал комплексное реформирование ЖКХ. И выбранная нами концепция имеет поддержку и среди практиков, и среди специалистов, разрабатывающих нормативные документы и законопроекты. Прошедшая недавно в Киеве коллегия жилкомхоза показала, что власти Харькова на правильном пути, и те предложения, которые сегодня звучат от министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины, в городе уже внедряются.

В чем заключаются реформы?

Прежде всего, это создание конкурентной среды, привлечение частного капитала в сферу ЖКХ и передача отдельных объектов или целостных имущественных комплексов в аренду.

В Харькове создана служба единого заказчика, которая выступает в интересах территориальной громады и каждого потребителя. Также создана информационно-диспетчерская служба 0-62, которая анализирует устные обращения харьковчан и взаимодействует с коммунальными предприятиями, выполняющими эти работы. Уровень проблем выражается в обработке статистических данных. За год работы количество обращений составляет более 350 тысяч.

Также городская власть создает условия для альтернативных форм управления жилым фондом. В городском бюджете предусмотрены средства, чтобы поддерживать развитие таких собственников, как ОСМД (объединения совладельцев многоквартирных домов), ЖСК и пр. Сегодня в Харькове насчитывается более 700 домов ЖК, ЖСК и ОСМД. В апреле 2007 г. Харьковским горсоветом была утверждена общегородская «Программа поддержки жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и объединений совладельцев многоквартирных домов», рассчитанная на период до 2012 г.
На ее выполнение городским бюджетом на 2007 и 2008 гг. предусмотрены средства как на капитальный ремонт жилых домов, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, так и на содержание и текущий ремонт лифтов.

Создание ОСМД — одна из главных составляющих реформы ЖКХ. Люди должны понять, что они собственники, приватизировавшие свои квартиры, и должны отвечать и за придомовую территорию, и за состояние конструктивных и несущих элементов дома. А городская власть обязана создать условия для обслуживания и возможности предоставления таких услуг.

Государственная политика в сфере ЖКХ оставляет желать лучшего. На должном уровне нет ни финансирования, ни законодательной поддержки. Как следствие, ВР до сих пор не может принять жилищный кодекс, и нам приходится согласовывать свои действия с законодательными актами 80-х годов прошлого века.

Повышение цены на газ ударило по городскому бюджету?

Начальник управления жилищного хозяйства города постоянно отмечает, что если следовать политике государства в сфере рыночных отношений, то тарифы надо увеличивать четыре раза в год, т. к. в последние годы цены растут раз в квартал — поднимается минимальная зарплата, увеличивается стоимость горюче-смазочных, строительных, других расходных материалов.

Но сегодня предприятия, работающие в сфере ЖКХ, производят расчеты согласно ценам на энергоносители, которые установлены на начало отопительного сезона. Однако цены на газ повышаются (их устанавливает Кабмин), и из-за возникающей разницы в тарифах на местные бюджеты ложится дополнительная нагрузка, что в свою очередь ведет к сокращению финансирования социальных программ.

Финансирование каких программ придется урезать?

В первую очередь тех, что касаются ремонта жилого фонда и капитального строительства.

Здесь мы должны говорить о таких проблемах, как износ сетей, об аварийных ситуациях, которые происходят в процессе их эксплуатации. Вместо того, чтобы направлять средства на устранение этих проблем, городской бюджет, увы, вынужден направлять их на то, чтобы погасить разницу в ценах, чтобы сдержать ранее взятые на себя обязательства.

К сожалению, центральная власть не учитывает интересы регионов и предприятий жилищно-коммунальной сферы, и можно сказать, что мы работаем в условиях постоянной разбалансировки хозяйственно-финансовых отношений. При таком нестабильном политическом, социальном и финансовом положении очень сложно вести планирование. Добавлю к этому, что законодательные органы страны не функционируют по несколько месяцев, а когда приступают к работе, то тратят всю энергию на сведение счетов с неугодными политиками или чиновниками.
У меня порой складывается впечатление, что государство намеренно ставит палки в колеса местным органам самоуправления.

Взять такой пример.

Все предприятия жилищно-коммунальной сферы поставлены в условия проведения тендеров. Для того, чтобы подготовиться к зиме и профинансировать те работы, которые запланированы, мы должны разработать техдокументацию, провести тендеры, и все дополнительные расходы будут включены в стоимость услуги — так идет искусственная накрутка цены. А деньги проигравших участников тендеров получает почему-то даже не государство, а частные структуры. Тендерная палата — это комбинация коррупционных действий для финансового обогащения отдельных групп, поскольку никаких материально-технических ценностей ТП не производит.

Или еще один момент. Коммунальное предприятие оказало, например, услугу по уборке территорий. Население рассчиталось с исполнителем не в полной мере — скажем, на 50%. Но НДС ему надо оплатить полностью — и за неоплаченные 50%. Так вымываются деньги из оборота, а проблемы данного предприятия государство не волнуют.

Недавно в Харькове состоялся земельный аукцион. На торгах было получено более 56 млн. грн. — сумма внушительная. В то же время он был отмечен скандальным инцидентом с участием силовых органов, представители которых заявляют сегодня, что аукцион был проведен незаконно. Вы заявляли о попытках срыва мероприятия. Дайте свою оценку данному конфликту.

Территориальная громада распоряжается, владеет и может передать тот или иной земельный участок в управление тому или иному предприятию или предпринимателю, занимающемуся инвестиционными проектами.

Можно ли утверждать, что городское хозяйство во время начала каденции Добкина было в удовлетворительном состоянии? Нет. Нуждались в ремонте миллионы квадратных метров дорог. Харьковскому водопроводу — 125 лет, газовой службе — 100 лет. Вы будете удивлены, но в процессе демократических преобразований в эти службы вообще не вкладывались средства. А это службы общенациональной безопасности, включенные в государственную систему жизнеобеспечения!
Мы с вами говорили о ЖКХ. Одна из главных проблем, не решив которую, положения не исправить — это отсутствие современной техники. Материально-техническая база данного хозяйства была в убогом состоянии.

И чтобы навести порядок в этой отрасли, нужны деньги, и давайте мы сегодня в деньгах измерим эффект от деятельности мэра Михаила Добкина.

За почти два года его каденции было куплено специальной техники в несколько раз больше, чем за время работы двух мэров-предшественников. То есть за 2 года — больше, чем за предыдущие 8 лет! 90 троллейбусов, 10 трамваев, 60 машин скорой помощи, десятки машин для работы ЖКХ...

Источник данного финансирования строго обозначен в бюджетном кодексе. Есть такое понятие, как бюджетная классификация, и нельзя сегодня деньги, к примеру, от подоходного налога направить на закупку троллейбуса. Чтобы приобрести спецтехнику, провести ремонт дорог или капитальное строительство — нужны деньги специального фонда.


В специальный фонд поступают средства от приватизации и продажи земли. И Добкин начал стимулировать подходы к эффективному управлению активами коммунальной собственности и земельными ресурсами. Теперь обратим внимание на следующую динамику:

В 2000 г. в доходную часть бюджета от продажи земли поступило ноль гривен.
В 2001 г. — 1 млн. 867 грн.
В 2002 г. — 2 млн. 91 тыс.
В 2003 г. — 19 тыс. грн.
В 2004 г. — 6 млн. 500 тыс.
В 2005 г. — 3 млн. 700 тыс. грн.

И вот Добкин становится городским головой. В 2006 г. — выкупается земли на 10 млн. грн. (не будем забывать, что Михаил Маркович стал мэром в апреле 2006-го), в 2007 г. — на 71 млн. 979 тысячь! А в 2008 г. мы провели аукцион и получили 56 млн. 850 тыс. И это только начало года! А еще готовятся договора примерно на сорок миллионов грн.

У всей выкупленной земли появились собственники, которые будут ее благоустраивать. Они будут платить земельный налог в доходную часть бюджета. Но и власть оставляет за собой право принимать участие в освоении этой земли с точки зрения градостроительной целесообразности.

Так кем же и зачем инициированы попытки срыва аукциона?

Мне доподлинно известно, и я могу подтвердить это документами, что один из лотов, выставлявшийся на аукцион — это земельный участок, который ранее принадлежал структуре «Украина-холдинг», аффилированной с именем губернатора Харьковской области (в прошлом бизнесменом и банкиром г-ном Арсеном Аваковым), офис которого, как и у фирмы «Украина-холдинг», находился на ул. Сумской, 88.

И когда гражданин-олигарх Аваков говорит о том, что городская власть плохая, то он имеет в виду, что городская власть законным порядком вернула данный земельный участок в коммунальную собственность. В соответствии с решением суда, который признал недействительным договор аренды данного участка земли и обязал общество «Украина-Холдинг» вернуть его территориальной громаде Харькова.

И когда нас обвиняют, что городские власти отобрали этот участок, то это тоже неправда — мы его вернули. А вот отдан он был данной структуре незаконно. Как так получилось? Да потому что бывший мэр Харькова Владимир Шумилкин является личным другом и партнером Авакова как по партийной принадлежности, так и по финансовой.

И вот такие — самые дорогостоящие участки харьковской земли — сегодня находятся в руках у нескольких олигархов, которые не хотят с ними расставаться, но готовы вкладывать средства в кампанию по дискредитации городской власти, проплачивая «джинсу».

Раньше нас постоянно упрекали — почему, мол, вы не продаете землю на аукционах. 29 февраля мы провели аукцион. Теперь нам говорят, что вы его провели незаконно. И об этом говорят уважаемые люди в погонах, старательно подбирая слова.
Лично мне понятно, почему стараются. Среди однопартийцев олигарха-губернатора Авакова — и председатель ВР, и министр внутренних дел. Они знают, как можно свести счеты за отобранные у финансистов политической силы земельные участки.
Г-н Аваков должен гордиться, что в городе проводят земельные аукционы, а не подогревать ситуацию, нанося вред местным органам самоуправления. Но он не проходил через горнило выборов и, видимо, не понимает, что значит — заслужить высокое доверие избирателей. Он — лишь посаженный в губернаторское кресло бизнесмен, который за год своей деятельности увеличил состояние на 85 млн. долларов, не проводя никаких аукционов.

Городская власть принимает сегодня вызов трех «оранжевых» торгово-финансовых кланов — Арсена Авакова, Александра Фельдмана и братьев Протасов. Замечу, что финансовое состояние этих людей, по данным СМИ, насчитывает более полумиллиарда долларов. С первого дня избрания Добкина мэром они все свои финансовые возможности бросили на информационную атаку. Сегодня ситуация накалилась до предела.

Я отдаю должное выдержке городского головы и членам его команды, которые продолжают работать в конструктивном режиме, не взирая на деструктивные процессы, на то, что эти люди устраивают так называемые акции протеста у стен городского совета, собирают с элементами шантажа подписи у порабощенных ими предпринимателей.

По моим оценкам, финансовые средства, которые потрачены на дискредитацию органов местного самоуправления (на оплату «джинсы» в центральных СМИ, на оплату демонстраций — у нас имеются свидетельства людей, которым они платили), уже перевалили за 30 млн. долларов за год. Вот какие ресурсы задействованы, чтобы одному из кланов «посадить» в кресло мэра своего человека.

Главная причина — борьба за земельные владения?

Прежде всего это делается для того, чтобы скрыть те нарушения, которые они допускали, получая права собственности, приобретая активы, измеряющиеся миллионами. Активы, которые были созданы поколениями харьковчан, активы, которые являются гордостью Харькова. Они не хотят отвечать за то, что уникальные памятники архитектуры были стерты с лица города.

Я могу сделать официальное заявление вашей газете. Согласно решению сессии горсовета я возглавляю специальную комиссию, которая расследует беспредельные нарушения законодательства при захвате территорий, прилегающих к станции метро «Академика Барабашева», где находится бизнес-империя Фельдмана и где работают порабощенные им предприниматели. У нас есть документы, в которых указаны масштабы ущерба, нанесенного этим бизнесменом городу и государству. Это миллионы гривен.

Однако вместо того, чтобы прекратить эти беспорядки, областная власть их поощряет, и Аваков пишет в Кабмин представление на топ-менеджера концерна фельдмановской структуры «АВЭК», пророча его в кресло начальника метрополитена. Вы видите, какой цинизм!

Разумеется, все это делается, чтобы искусно нарушения скрыть. Метро — это градообразующее предприятие, оно перевозит миллион пассажиров в сутки, и губернатор предлагает сменить профессионала своего дела на коммерсанта, радея не за безопасность пассажиров, а за безопасность бизнес-империи г-на Фельдмана.

Позвонив в программу «Свобода слова», где шла речь о переизбрании мэров городов Киева и Харькова, вы заявили, что Арсен Аваков убил партнера. Это довольно серьезное заявление...

...Я могу больше сказать — я сам являюсь его официальным бизнес-партнером. Мы с ним — совладельцы компании «Тонис-центр» — «7 телеканала», и я хорошо знаю о том, как соблюдаются в его телепрограммах принципы свободы слова. Я также могу рассказать о таком бизнес-партнере Авакова как г-н Елоев, который возглавлял в Харькове компанию «Быстрые деньги» и которому принадлежали телекомпании «Симон» и «АТН-новости», перешедшие впоследствии в собственность Авакова.

От финансовой пирамиды «Быстрые деньги» пострадало много обманутых людей. Елоев отсидел свое в тюрьме, а кому достались деньги, думаю, вам понятно. Убить — значит не только устранить физически, убить можно и морально, и материально. Я с нетерпением жду, когда Аваков обратится в суд, чтобы все эти вопросы стали предметом судебного рассмотрения.

Должно быть, тяжело работать в атмосфере такого жесткого противостояния региональных властей.

Когда я получил предложение работать в команде Михаила Добкина, решил, что мы должны создать сильную власть, которую будут уважать. Он меня поддержал в этом. Наши действия направлены на то, чтобы вернуть власти лицо. Я принципиально не согласен с формулировкой, что власть безликая. Мы могли избежать конфликта интересов и, не имея проблем, обслуживать узкокорпоративные клановые интересы. Никто бы не проплачивал «джинсовых» сюжетов, а Аваков был бы нашим лучшим другом. Но в таком случае мы пошли бы против интересов харьковчан. Поэтому я, как и раньше, заявляю — городская власть Харькова никогда не будет обслуживать бизнес-интересы «оранжевых» кланов.