Стороженко – дворник или заместитель губернатора?

Дмитрий Стриженко   |  Пятница , 4 апреля 2008, 10:28
В четверг вице-губернатор Харьковской области Сергей Стороженко заявил, что, если бы обыск в горсовете готовил он, то все лежали бы «мордой в асфальт». Высказывания С.Стороженко прокомментировали непосредственные участники событий 18 марта – главный бухгалтер горсовета Ирина Нагорная и начальник отдела кадров Александр Токарь.

Два ваших отдела – бухгалтерия и отдел кадров – 18 марта стали объектом «повышенного внимания» со стороны СБУ. Вы когда-нибудь думали, что столкнетесь с чем-то подобным или возможно уже сталкивались?

Александр Токарь: Я 13 лет работаю в должности начальника отдела кадров в Харьковском горсовете, до этого также работал в органах местного самоуправления. За 42 года моей деятельности это первый случай, когда работники силовых органов вели себя подобным образом. Ведь вопрос не в том, что следователи СБУ пришли какие-то документы изымать, а в том, как они это делали. И у меня, и у людей, которые работают в отделе кадров, после этих событий поднялось давление. Даже в начале 90-х гг., когда развалилась огромная страна, ни я, ни мои коллеги, которые работали в органах местного самоуправления, не сталкивались с подобными явлениями. Все решалось цивилизованно.

Ирина Нагорная: Это был шок. На тот момент, когда пришли следователи, у нас в отделе (в бухгалтерии) была я и еще одна сотрудница. Она была просто в шоковом состоянии. Сначала еще нормально, а потом хотели скорую для нее вызывать. Ведь они (сотрудники СБУ) не просто так зашли, а дверь выломали. Я работаю в горсовете с 1995 года, и тогда, устраиваясь на работу, я даже не могла предположить, что в стенах этого здания может произойти подобное. Хотелось бы подчеркнуть, что мы – не просто какое-то учреждение. Мы – городской совет, представляющий интересы территориальной громады.

Как вы можете прокомментировать заявление заместителя губернатора Сергея Стороженко о том, «если бы он был идеологом штурма горсовета, там бы все лежали мордой в асфальт и в наручниках»?

Ирина Нагорная: Понимаете, у меня в подчинении находятся исключительно женщины (4 сотрудницы), у Александра Ивановича – 50 на 50 – 3 женщины и 3 мужчины. Почему Сергей Михайлович хочет класть нас мордой в асфальт, мне не понятно.

Александр Токарь: Удивляет, что руководитель такого уровня как заместитель губернатора, позволяет себе подобные высказывания, что нас нужно класть мордой в асфальт. Мы что здесь преступники?! Я работаю уже при четвертом мэре и ничего, кроме благодарностей, в том числе и от Верховной Рады «за личный вклад в развитие местного самоуправления», не получал. Ни от одного руководителя города – ни от Кушнарева, ни от Пилипчука, ни от Шумилкина, ни от Добкина – никогда не было замечаний. А 18 марта с нами обращались как с преступниками, налетели как коршуны. Я им говорил «Ребята, вы ошиблись, вы не туда пришли: у нас нет финансовых документов». После того, как они все тут просмотрели, забрали только копию штатного расписания, больше ничего не взяли.

Только зачем все таким образом делать. Эти люди в масках. Ведь у нас есть непосредственное начальство, мы с Ириной Меркурьевной подчиняемся городскому голове, первому заместителю городского головы и секретарю горсовета. Мы не имеем права выдавать какие бы то ни было документы без их ведома. Единственное, что хочу сказать, бойцы «Альфы» не были агрессивными: никого из нас не оскорбляли, не толкали, просто входы-выходы перекрыли и все.

Но есть факт, который сразу бросается в глаза: когда сотрудники СБУ поднимались к нам (отдел кадров находится на 3 этаже горисполкома, – авт.), они спрашивали, где находится наш отдел. Это так готовилась операция?!

Служба безопасности вернула документы, изъятые у вас 18 марта? Ведь одним из требований городского совета в Киевском районном суде было вернуть документы, изъятые СБУ.

Ирина Нагорная: Нет, еще ничего не возвращали.

Александр Токарь:
Собственно, они у нас ничего и не взяли – не успели. Как раз, когда они подготовили документы (сложили их в мешки), Геннадий Кернес зачитал постановление суда, что все это нужно прекратить. Вы понимаете, они ведь пытались забрать не какие-то бумажки, а личные дела сотрудников горсовета: уборщиц, водителей, операторов компьютерного набора, в общем, всех без разбора. А это противозаконно вообще! Там содержится конфиденциальная информация: идентификационный код, прописка, копии паспорта, справки о доходах. Т.е. информация, которую правоохранители могут получить только в случае возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, а во всех остальных случаях эта информации защищена соответствующими статьями закона. Если бы они затребовали личные дела руководства, это еще можно хоть как-то понять – это 15 папок, а не 7 мешков… (Показывает фотографии пустых полок, на которых стояли личные дела) Вот, я для истории снимки сделал. Когда буду мемуары писать, обязательно и об этом напишу.

Ирина Нагорная: (смеется) Действительно, нужно было хотя бы на телефон снять… для потомков. Но нам, честно говоря, тогда было не до этого. Собственно, и у нас документы изъяли уже после оглашения решения суда, только их не удалось остановить.

Как вы считаете, решение Киевского районного суда – это точка или «продолжение следует»?

Александр Токарь: Я думаю, что это одному Богу известно. Решение-то принято, но есть процедура оспаривания этого решения. Поживем – увидим. Хотелось бы надеяться, что справедливость восторжествует, и будет найдено законное решение этой проблемы. Единственное, чего не должно быть, - таких вот громких заявлений. Нужно искать способы развязать эти узлы…

В конце концов, это ведь не дворник такое заявление сделал, а заместитель губернатора. Это не трезвый ум – это сплошные эмоции, так нельзя.