Семенюк: Одесский припортовый продают, чтобы раздать «юлины тысячи»

Дмитрий Стриженко, программа «Час. Важливо» на 5 канале  |  Вторник , 6 мая 2008, 11:24
Руководитель Фонда государственного имущества Украины Валентина Семенюк считает решение о приватизации Одесского припортового завода, на котором настаивает Кабинет министров, нецелесообразным. По ее словам, завод – одно из немногих украинских предприятий, которое приносит прибыль. В.Семенюк, считает, что средства от приватизации будут «съедены»: пойдут на реализацию социальных инициатив правительства, т.е. через некоторое время не будет ни завода, ни денег.

Что случилось с инвестором, который якобы дал задаток, но его потом вернули назад? Что случилось?

Я могу сказать, что в соответствии с порядком проведения конкурса, который принят в Фонде государственного имущества и утвержден в Министерстве юстиции, процедура проведения приватизации предусматривает, что, во-первых, интересанты подают заявки на приватизацию, мы открываем доступ на территорию предприятия и тогда оформляем документы о конфиденциальности. Только после этого интересанты перечисляют залог в размере, который указан в соответствующих нормативных документах.

Предприятие «Азотсервис» – единственное из всех интересантов перечислило средства в Фонд государственного имущества. И поскольку был издан мой приказ по ФГИ на основе Указа Президента, мы остановили приватизацию. В соответствии с этим приказом и информационным сообщением в газете «Ведомости приватизации» мы вернули средства интересанту. Это порядка 60 миллионов долларов. Я встретилась с интересантами, в том числе и с представителями «Азотсервис», с тем, чтобы не было претензий к государству, к Фонду госимущества, т.е. не было судебных исков, с чем они, соответственно, согласились. Я могу сказать, что сегодня мы полностью рассчитались с интересантами. Претензий к государству Украина в этой части нет.

Это не первая приватизация на вашем счету. Скажите, если бы не сложная информационная ситуация вокруг Одесского припортового завода, могла ли быть цена завода более высокой, могло ли быть больше инвесторов?

Когда мы говорим о приватизации, то, в первую очередь, нужно говорить не о количестве интересантов, а о целесообразности приватизации, что будет завтра с химической промышленностью, и что мы теряем от этой приватизации.

Относительно первой части могу сказать, что Одесский припортовый – это прибыльное предприятие, которое в год дает 450 миллионов дивидендов. Это предприятие, от которого зависит не только химическая отрасль Украины, но и многих других государств, потому что это и перевалочный пункт, и производство, и транспортировка. Поэтому, когда стоит вопрос подготовки к приватизации, необходимо внимательно изучить все «за» и «против» подготовки этого объекта. И, самое главное, сегодня предприятие эффективно работает. Согласно законодательству приватизация – это поиск эффективного собственника, но в этой конкретной ситуации государство является эффективным собственником. Зачем же тогда на скорую руку его продавать?!

Все делается вот для чего. Правительство пообещало нам множество социальных программ, поэтому теперь нужно продавать все прибыльные предприятия, чтобы потом эти средства «съесть». Я хочу обратить внимание, что сейчас в Украине наблюдается сильная инфляция и падение на фондовом рынке. Я не говорю уже о курсе доллара, вы сами все видите. Это означает, что прибыльные предприятия пытаются продать, когда они в наименьшей цене.

Как человек, которые анализировал все приватизационные процессы в Украине, будучи в парламенте, я могу сказать, что все предприятия Украины были приватизированы именно в такие периоды, когда цена на них была наименьшей.

Это отпугивает инвесторов или привлекает?

Издание фальшивой газеты означает, что не все заинтересованные инвесторы получат достоверную информацию о приватизации Одесского припортового, а только те, кто эту шумиху, собственно, поднимал. Это делается для того, чтобы отпугнуть других интересантов.

Андрей Портнов заявил, что Президент Украины изменил свою точку зрения относительно приватизации Одесского припортового завода, ведь еще год назад он не был против такого решения? Как вы можете это объяснить?

Я могу сказать, что в 2007 году был аналогичный Указ Президента. Когда стоял вопрос о приватизации Одесского припортового завода, Президент направил письмо в Кабинет министров, и Кабмин на основе Указа Президента снял вопрос о приватизации данного объекта. Поэтому и моя позиция, и позиция Президента были идентичными и в 2007 году, и в 2008 году: этот объект не может быть приватизирован таким образом.

Сегодня мы имеем еще одно противоречие: ФГИ утвердил условия проведения конкурса, согласовал это с областным и городским советами, коллективом завода и направил все это в Кабинет министров. НО в Кабмин эти условия зашли в одном виде, а вышли совершенно в  другом. Поэтому я не утверждала эти положения. Эта ситуация аналогична с ситуацией по «Криворожстали»: ФГИ постановил закупать отечественный уголь, эти условия зашли в Кабинет министров. А из Кабинета министров условия приватизации вышли уже без этого пункта. И что мы сегодня видим? Уголь завозится из Казахстана, здесь делается полуфабрикат… И, в конечном итоге, кто несет убытки? Наш шахтер… А с трибуны кричат и плачут, что нужно поддерживать отечественного производителя.