«Антиинфляционные идеи правительства – профанация, перевыборов не будет, а я готов уйти в отставку» (В.Балога)

Николай Кузнецов  |  Среда , 21 мая 2008, 10:58
«Балога – это я», – сказал этой весной Президент Украины Виктор Ющенко. Главный спикер Главы государства, которого в БЮТ считают чуть ли не главным разрушителем коалиции, считает, что начало работы парламента – всего лишь фальстарт, но инфаркт, который произошел в отношениях между БЮТ и «Нашей Украиной», еще излечим.

У нас парламентский кризис несколько отступил. Ступор прошел, стали приниматься некоторые законы, все говорят об определенных секретных договоренностях. Если знаете суть этих секретных договоренностей, что осталось за кадром?

За кадром абсолютно ничего не осталось. Были причины, приведшие к кризису. Это желание изменить Конституцию. Но в связи с тем, что каждая большая политическая сила не хочет идти на поводу у другой, понятно, что это фальстарт. Фактически во вторник состоялся фальстарт. Не более.

То есть не было ни одного фактора, который бы вдруг подтолкнул коалицию к примирению? Просто захотели поработать, я правильно вас понял?

Более того, я хочу сказать, что Премьер Юлия Владимировна Тимошенко фактически принесла первое извинение Президенту за то, что было сделано во вторник перед посланием Президента к Верховной Раде.

Допустим, катаклизмы, возникшие в парламенте, сейчас остаются. И допустим, что БЮТ и Партия регионов в дальнейшем находят общий язык на почве Конституции, общее виденье уменьшения полномочий Президента, увеличения полномочий Премьер-министра. Дальнейшие действия Президента?

Это один из обсуждаемых сегодня вариантов, но на самом деле его не так легко осуществить, как вы задали вопрос. Я вам скажу больше: я не хочу допускать, что та или иная политическая сила договорились об уменьшении полномочий Президента. Это не пойти на базар и поторговаться о том, чтобы купить подешевле. Это намного серьезнее.

Дело касается основного документа – Конституции. Если кто-то думает, что можно сесть, договориться за один вечер и срочно изменить в первом и во втором чтении Конституцию, то это не так.

Вы знаете подводные течения нынешней ситуации в парламенте. Сколько жить этой коалиции?

Эта коалиция должна прожить столько, сколько дала обещаний обществу, когда шла на выборы в 2007 году. Я не стану прогнозировать, что могут снова состояться внеочередные выборы в парламент. Потому что уверен: тот инфаркт, который есть сегодня в отношениях между БЮТ и «Нашей Украиной», еще излечим. В ситуации, когда «Наша Украина» и БЮТ в четверг и в пятницу стали голосовать, с трудом, но договариваться, подталкивать их либо к другим вариантам, либо к разрыву, я считаю не только неправильно, но и неискренно. Я не хочу, чтобы одно сказанное слово послужило причиной дискомфорта в их отношениях.

Ваши партнеры по коалиции, более того, даже партнеры по президентской партии говорят, что причиной разногласий в коалиции являетесь вы. Луценко так и сказал: уберите Балогу, и понимания наверняка станет больше. Вы можете покинуть свое кресло во имя единства коалиции в ее нынешнем формате?

Я сделаю все, что скажет Президент.

Допустим, Президент сегодня сказал, вы уйдете?

Апогей – это первый день на новой должности. Мы уже проработали почти 2 года. Поэтому не суть важно, когда уйти в отставку. Важно, был ли ты полезен на этой работе. И если человек, устраиваясь на работу, думает о том, чтобы проработать там как можно дольше, то я считаю, что ему лучше вообще не приходить на эту работу.

То есть ваш ответ «да», вы можете уйти с должности ради единства этой коалиции?

Однозначно.

Если поставить на весы версии развития дальнейшей ситуации – линч в парламенте, недееспособность нынешней коалиции или клинч в парламенте, недееспособность нынешней коалиции и переформатирование коалиции. Что более вероятно, первое или второе?

Тут нельзя сказать, что более вероятно. Потому что у нас с вами есть еще один фактор – это выборы в городе Киеве. Посмотрите, что сегодня происходит на майдане Независимости в столице. Мы видим элементы полной мобилизации одной политической силы – БЮТ, которая фактически готовится к новому Майдану. Это говорит о том, что они уже смирились с поражением на выборах городского головы 25 мая. Что может произойти? Есть два варианта. Первый – это тот, который БЮТ уже начал, мобилизация Майдана. И второй вариант – это срыв выборов в Киеве. И тот и другой – возможны. А если речь заходит о мобилизации, то эта политическая сила – БЮТ – хочет инициировать попытку новых перевыборов в Верховную Раду уже в нынешнем году.

То есть в этом году нельзя исключать как перевыборов, так и переформатирования коалиции?

В конце нынешнего или в начале следующего года, если такие процессы будут развиваться, однозначно могут сложиться разные ситуации. Но я думаю, что буду на 101% прав, если скажу, что ни общество, ни политические силы перевыборов не хотят. Обществу нужна стабильность, прежде всего экономическая.

Думаю, что мы с вами поговорим об экономике. Все-таки политика – это политика, но политика хороша в том случае, если хороша экономика. Если экономика плохая, то политика еще хуже. Если мы говорим о законопроектах, которые якобы являются антиинфляционным пакетом, то хочу вам сказать, что два из них есть «вэтэошные» законы, которые Украина обязана принять как член ВТО. Третий законопроект связан с пошлиной на мясо. Это абсурд. Мясо уже в Украину завезли, но не растаможили. То есть, фактически, его хотят растаможить задним числом.

Если бы наш Кабмин не делал бизнес и не поднимал экономику Польши или соседних стран, то наше правительство, в первую очередь, профинансировало бы те программы дотаций и субсидий, которые разработаны министерством аграрной политики. Сколько выращивают птицу? Два месяца. Вот через 2 месяца вопрос по птице был бы снят. Нужно 2 месяца ждать стимуляции производителя. И готовить дотацию, делать изменения в бюджете. Сколько нужно выращивать в современных высокотехнологичных условиях свинину? 7-8 месяцев. Через 7-8 месяцев у нас не будет с этим проблем.

Но нужна будет программа. Нужна программа не для строительства базаров, а программа стимулирования производителя, чтобы осуществить перепроизводство. Это единственный путь для снижения цен. Через организацию производства, через дотации. Потому что между странами идет борьба, кто больше продаст на экспорт. В любой стране Европы сегодня перепроизводство.
 

ИСТОЧНИК: Главреда