Ярослав Сухой: Нынешняя власть – страшная ошибка

Инна Жолобович, DailyUA  |  Четверг , 29 мая 2008, 10:55
Народный депутат-«регионал» уверен, что нынешняя власть – страшная ошибка для украинского народа, поскольку не умеет анализировать и прогнозировать. Поэтому не имеет права на существование.

Что происходит с коалицией и парламентом?

В коалиции продолжаются процессы распада, которые были заложены с начала ее формирования. Это неестественный союз, поскольку не могут конструктивно сотрудничать два лидера, претендующие на одну и ту же должность на президентских выборах 2010 года. Коалиция, которая так много наобещала, в действительности подвела свой электорат, не оправдала его надежды. Она обречена на прекращение своего существования. Говорю без злорадства, поскольку не хочу, чтобы это случилось, так как украинский народ устал от постоянных выборов.

В парламенте идут сложные процессы, связанные с тем, что коалиция и оппозиция имеют приблизительно одинаковое количество голосов. Не понятны стратегические цели коалиции, что составляет серьезную угрозу для развития украинской государственности. Впервые наблюдаю процесс, когда оппозиция призывает сессионный зал к конструктиву, а парламентское большинство бастует и блокирует само себя. Оказывается, фракция БЮТ блокировала трибуну ради принятия антиинфляционных законов. Я принимал участие в их обсуждении, но не увидел ни одного законопроекта, который был бы направлен на преодоление инфляции. К примеру, правительство предлагает разрешить ввезти в Украину мясо без пошлинного сбора. А почему это не сделать для своего товаропроизводителя? Дайте людям дешевую солярку, не делайте страшные цены за электроэнергию, пусть они не платят НДС...

То есть настаивание на принятии пакета антиинфляционных законов было всего лишь поводом для блокирования трибуны?

Требование немедленно принять антиинфляционные законы – мистификация, занавес, чтобы сохранить красивое лицо. Не вижу там борьбы с инфляцией. С ней борются рыночными методами, административные могут только помогать. Как можно бороться с дороговизной на продукты питания, если в Украине на 48% уменьшилось производство свинины, на 37% – телятины и говядины? Резко упали объемы производства овощей и фруктов. Юлия Тимошенко предлагает ввести ограничение на наценки. Даю вам гарантию, что после этого будет дефицит на товары. К примеру, вы – собственник супермаркета. Вам говорят: на молоко – такая наценка, на мясо – такая. Что вы делаете? Не берете эти товары для реализации, и никто вас не заставит это сделать. И тогда мы увидим блокадный Ленинград – большие очереди. Какой-то из бютовских мэров сказал, что договорился с Госкомрезервом о том, что ему дадут мясо по 18 гривен. Так же не бывает! Если с соседнем городе мясо по 60 гривен, представляете, что с ним сделают? Так что антиинфляционных законопроектов не было и нет. Новое-старое правительство не понимает, что антиинфляционные мероприятия, прежде всего, рыночные, а потом – административные.

Виктор Ющенко в своем послании к парламенту отметил, что в политическом кризисе виноваты Юлия Тимошенко и Виктор Медведчук, сделавшие ставку на принятие кулуарно разработанной Конституции...

Не вижу никакой разницы между Ющенко и Тимошенко – оба «майданныки». Никогда еще майдан, уличный мятеж не приводил к нормальной власти, стабильности, экономическому развитию. Вспомните Большую французскую или Октябрьскую революции. Мы продолжаем пожинать горькие последствия того, что произошло на Майдане. Поэтому о Медведчуке, новой Конституции говорят, чтобы отвлечь внимание людей от того, что с 2005 года Президент не внес ни единого законопроекта, направленного на реформирование социально-трудовых отношений. Президент не видит или ему не дано природой видеть стратегию развития государства.

И все же прозвучало мнение народного депутата Игоря Криля, что БЮТ с помощью Медведчука подготовил антиконституционный переворот...

Демонизация Медведчука говорит о том, что власть слабая и не умеет анализировать и прогнозировать. Партия регионов стоит на тех позициях, что каждое сообщество хочет, чтобы власть была сильной. Но власть сильна не самодурством, цинизмом и лицемерием, а только одним – поддержкой народа. Если власть делает все только для себя – ей конец. Мы хотим завершить конституционную реформу, дать реальную власть местному самоуправлению, чтобы люди своих начальников заставляли работать. Разве нормально, что в некоторых областях не осталось ни одного завода, а только кафе, кабаре и тому подобное? Необходимо, чтобы народ четко понял, что от него что-то зависит. Я бы советовал журналистам раскрыть тему о персональной ответственности электората за свой выбор. Почему голосуют за лжецов? Разве тяжело посмотреть в избирательный список, чтобы увидеть, кто есть кто? Не смотрите на ту косу и вранье – мол, за два года вернем сгоревшие сбережения, все дети будут отдыхать в Ялте… Гляньте, что за этим стоит.

Кстати, когда Партия регионов предоставит свой проект изменений в Конституцию?

Мы над ним работаем. Наша концепция не является секретом. Для нас главное – не распределение властных полномочий, а приближение народа к власти. Истинное народовластие. Тогда мы получим перспективу формирования гражданского общества, возможность понимания народом того, что он – власть. Тогда украинские граждане будут реально подходить к голосованию.

Какие механизмы приближения власти к народу?

Через привлечение граждан, общественных организаций, партий к управлению государством. К примеру, широкое обсуждение бюджета или изменений социального законодательства. Не думайте, что народ такой глупый. Если бы мы вынесли на всенародное обсуждение закон о детях войны, то многое бы узнали. Люди спрашивают: как это так, что заслуга человека в том, что он родился 9 мая 1945 года и имеет шикарную пенсию? Мы перекосили полностью социальную политику. Сегодня зарплата в общем зачете занимает меньшую часть, нежели социальные выплаты. Такое «счастье» долго продолжаться не может.

Еще одна проблема для политиков – понимание того, что нужно делать непопулярные шаги, говорить об этом. У нас таких политиков нет. Все говорят то, что людям хочется услышать. Не хотите в армию? Завтра ваши дети не пойдут в армию. Сгоревшие сбережения? Через два года все будет. Как Жириновский: каждому мужику по бутылке водки, а каждой женщине по мужику. Примитивный лозунг, который срабатывает лучше, чем умные слова о продуктивности труда. По продуктивности труда нас недавно обогнала Молдавия. Как говорится, приехали. Казахстан уже давно нас обогнал. Мы находимся в смешном положении: не зарабатываем, но получаем деньги. Это и есть инфляция.

Что Вы скажете о конфликте Тимошенко и Ющенко вокруг Черноморского шельфа и желании правительства отменить результаты конкурса по передаче прав на разработку недр компании «Vanco»? Какую цель преследует Тимошенко?

Когда я слышу «изобличительные» обвинения со стороны Тимошенко, то сразу вспоминаю 2002 и 2003 годы, когда она сказала, что Украина продала Ираку радарные системы «Кольчуга». Американо-британская комиссия полностью проверила завод «Топаз». Все было в порядке. Внезапно Тимошенко заявляет, что на заводе находятся не те «Кольчуги», их завезли из Белоруссии, а украинские продали Ираку. США прошли Ирак вдоль и поперек, под землей нашли Саддама Хусейна, но не «Кольчуги». Почему она после этого не извинилась? Поэтому не верю ни единому слову о фирме, которая создана двумя подставными безработными студентками.

Цель разборок с «Vanco» – плюнуть в лицо Президенту. Я за Ющенко не голосовал и считаю, что его избрание – страшная ошибка для украинского народа, поскольку Президент сегодня – главный дестабилизирующий фактор. Но он – Президент. Есть государственный флаг, гимн, нравится это кому-то или нет, и Украинское государство. И когда Президент заходит в сессионный зал, фракция Партии регионов встает, и коммунисты тоже. Чтобы плевать на главу государства, надо иметь существенные аргументы. Если их нет, то лучше промолчать. Если бы Тимошенко такое сделала в отношении Кучмы, было бы совсем иное развитие событий. Пусть еще поблагодарит, что у нас Президент такой... спокойный.

Законно ли решение правительства о переводе в собственное управление ряда государственных предприятий, среди которых Одесский припортовый завод, «Укртелеком»? А указ Президента и приостановление этого решения?

Ради чего любое государство переходного периода проводит приватизацию? Для поиска эффективного собственника, поскольку старый (к примеру – государство) не может обеспечить развитие предприятия. Или это поиск стратегического инвестора. Возможно – и то, и другое. Вместо этого мы идем примитивным путем – все распродать. Тимошенко составляет большую угрозу для экономики. Кому она хочет продать стратегические объекты при таком резком падении ценных бумаг? Что будет дальше? Мы продали «Криворожсталь», так по сей день не можем разобраться, куда пошли деньги. Что, от этого стало лучше? Поэтому все перипетии, кто на что имеет право – отвлечение внимания. Ко всему прочему, постоянные «оранжевые» сопли: нас никто не любит, нам всем мешают, мы хотим сделать, нам не дают. Такая власть не имеет права на существование.

Звучала информация, что БЮТ вел переговоры о поддержке Андрея Портнова на должность главы Фонда госимущества. Будете ли вы его поддерживать или какую-то другую кандидатуру от коалиции?

Мы дважды на заседаниях фракции поднимали этот вопрос, но к нам никто ни с чем не обращался (запись интервью сделана 21 мая, – авт.). Партия регионов сначала хотела бы послушать отчет нынешнего руководителя Фонда госимущества Валентины Семенюк-Самсоненко. Также необходимо обязательно принять закон о ФГИ. Сегодня Фонд работает по телефонным звонкам и каким-то декретам. Руководитель ФГИ должен быть защищен. Не делаю из Семенюк какой-то героини – обыкновенный человек со своими плюсами и минусами. Если кому-то хочется кого-то поменять, это должно быть по закону.

Получается, захотелось коалиции, и они, злоупотребляя своими 227 голосами плюс коммунисты, назначили перевыборы в Киеве. А какая тогда роль киевской территориальной громады? Где же тогда местное самоуправление и почему так поступает демократическая коалиция? В чем ее демократизм, когда она отодвигает территориальную громаду? Уникальное событие – правительство выступает с рекламным телероликом, где само себя хвалит. Мы не должны знать и слышать о его работе. Люди должны давать оценку. Кабинет Министров заявляет: мы остановили контрабанду! Что, посадили кого-то? Нет, остановили. Что это значит? Помните бютовский рекламный ролик 2007 года: дайте нам Юлю, потому что при ней бензин был по 3 гривны? Вернули. В итоге – на 37% уменьшилось собственное производство бензина и на 24% – дизтоплива. Разве не ясно, что цена будет расти? Не надо было ссориться с россиянами и в результате получать ноль по нефти, не имея, что перерабатывать. Разве так себя ведет нормальный человек? Наплевать на голову, а потом прийти в гости...

Виктор Янукович в эфире «Интера» сказал, что «регионалы» привыкли работать в исполнительной власти. Означает ли, что вы готовы к новому формату коалиции?

Речь идет о том, что Партия регионов привыкла работать в конструктиве, а не в оппозиции. Но мы умеем работать в оппозиции. Предложения нашего оппозиционного правительства сейчас признаются МВФ, Всемирным банком. Выход из сложившейся ситуации в парламенте может быть следующий: или переформатирование коалиции, или новые выборы. Но новой коалиции в чистом виде не будет, она будет ситуативная.

Почему ваша фракция не голосовала за законопроект по тендерным закупкам?

Этот закон маскирует то, что было ранее. Должны быть сохранены государственные интересы, а потом уже введена упрощенная процедура получения разрешений. То из Тендерной палаты сделали монстра, а то открываем шлюзы, чтобы дерибанить государственные деньги. Мы пытаемся подходить к острым проблемам прагматично и реалистично. Думаете, Кабмин Януковича вместо того, чтобы оставить в 2007 году 24 миллиарда гривен в казначействе, не мог перед парламентскими выборами раздать их как выплату сбережений? Легко, и даже по 5 тысяч гривен. И сейчас бы Партия регионов имела бы в парламенте 300 человек и массу проблем. Инфляция становится неконтролированной. После ревальвации Нацбанком гривны посмотрите, что будет с экспортерами. Они не заработают, соответственно, не отсчитают налоги в бюджет и социальные фонды. Снова будут искать крайних.

Что нас может спасти от инфляции – изменения к Конституции, досрочные выборы или новый формат коалиции?

Когда инфляция сопровождается стагнацией, это может закончиться кризисом, если не коллапсом. В 1998 году, в отличие от России, Украина легко отделалась. А сейчас можем не отделаться, а обделаться. Правительство делает крайней торговлю. Но при чем здесь торговля? Торгуют тем, что произведено. Почему не произведено необходимых товаров в достаточном количестве? Поэтому, безусловно, необходима смена людей при власти, ее позиций, концепций. Вспомните когда-то наш разговор – мы все равно вернемся к власти, но придется делать непопулярные шаги по стабилизации дефицита бюджета в течение полугода или года.

ИСТОЧНИК: DailyUA