М.Сирота: Переформатирование коалиции произойдет осенью

Николай Кузнецов  |  Среда , 18 июня 2008, 14:29
Когда 16 июня фракция Блока Литвина присоединилась к коммунистам и регионалам в бойкотировании рассмотрения всех выносимых на рассмотрение парламента законопроектов, это выглядело достаточно неожиданно, ведь обычно она примыкала к неполитическим голосованиям Рады. Известный литвиновец Михаил Сирота рассказал о причинах такого поведения соратников и спрогнозировал последующее развитие событий в парламенте.

По его мнению, самое интересное начнется уже нынешней осенью, когда парламентское большинство переформатируется, и новая коалиция примется за превращение Украины в парламентскую республику. Именно эта перемена, считает Сирота, сможет принести нашему государству долгожданную политическую и социально-экономическую стабильность.
 




 


Михаил Дмитриевич, вчера фракция Блока Литвина не голосовала ни за один из законопроектов, выносимых на рассмотрение парламента. Почему?

Сейчас обществу очень важно на законодательном уровне получить ответы на некоторые ключевые вопросы: о государственном бюджете, о галопирующей инфляции, о подготовке к «Евро-2012», о финансовой системе, об укреплении гривны непонятно каким образом – так что все экспортеры сегодня посыпались. Все эти ключевые вопросы не рассматриваются, зато на рассмотрение парламента выносятся социальные вопросы, которые в табели о рангах находятся на 20-м, на 30-м местах по важности.

Почему же тогда эти острейшие вопросы не выносятся на рассмотрение? Ответ очень прост, и мы его сегодня получили. Де-факто у коалиции нет 226 голосов, а это уже вопрос государственной безопасности, ведь у нас вся система власти построена на парламентском большинстве, которое формирует правительство.

Поэтому, как ответственные люди, мы говорим: давайте, во-первых, разберемся, что у нас с коалицией, а во-вторых, давайте не играть в какие-то социально популистские законы, а рассматривать ключевые законы, от которых зависит безопасность нашего государства.

Потому что куда это годится? Заходишь в магазин, а у тебя волосы дыбом встают – так цены растут. К чему мы идем? К позору по Евро-2012? К развалу, не дай Бог, финансовой и банковской системы? Так зачем же закрывать глаза на эти проблемы и подыгрывать тому, чему подыгрывать нельзя?

Какой конкретный выход из сложившейся ситуации вы предлагаете?

Выход очень простой. Президент и Премьер должны прийти в парламент и подтвердить, что коалиция есть. Если коалиции нет, то ответственные люди должны это признать и посмотреть, можем ли мы переформатировать парламент не под должности, а под конкретные действия, и получить другую коалицию.

Что сегодня мешает Президенту, правительству, парламенту определить социальные стандарты по образованию, по медицине, по физической безопасности, по продуктам – по всему? Определив, какие стандарты мы стремимся получить в нашем обществе, мы могли бы сформировать под них систему государственной власти и завершить конституционную реформу. После этого – определить, какая модель экономики может обеспечить эти стандарты, какие ее отрасли являются для нас приоритетными: космическая, приборостроение или использование наших транзитных возможностей. А уже под основные приоритеты экономического развития можно создавать новую коалицию, набирать пакет законопроектов...

А что происходит у нас? Завершение перераспределения государственного имущества в интересах сил, представленных в парламенте. При этом все заинтересованные лица заинтересованы еще и в том, чтобы законодательство не работало, потому что в этой мутной воде без контроля со стороны общества легче всего перераспределять государственную собственность. И вот одной рукой они перераспределяют, а другой показывают людям: мол, мы вас так любим, что день не проходит, чтобы мы не плакали о вашей судьбе.

А вы сами верите, что коалицию в нынешней Верховной Раде можно переформатировать так, чтобы она действовала согласно только что названному вами плану?

Я не сказал, что можно переформатировать коалицию под эти приоритеты. Я сказал, что обществу нужно, чтобы парламент работал эффективно. При нынешней неработающей Конституции и при антисоциальном законе о выборах на основе закрытых списков политических партий сформировать ответственный представительский орган, который бы отстаивал интересы общества, невозможно в принципе, и это огромная проблема.

Парламент сегодня утратил свою функцию высшего представительского органа всех слоев общества, которую он выполняет во всех развитых демократиях мира. У нас парламент превратился в закрытый клуб миллиардеров и мультимиллионеров – их в сессионном зале больше половины. И это тоже огромная проблема, ведь тут не представлены ни наука, ни культура, ни рабочие, ни крестьяне, ни промышленность – тут представлен только крупный капитал. И нет разницы, или этот крупный капитал сформирован коалицией на базе «Нашей Украины» и БЮТ, или на базе «Нашей Украины» и Партии регионов, или Партией регионов и БЮТ. Все равно это – коалиция крупного капитала, борющегося за окончательное завершение перераспределения государственной собственности в свою пользу.

То есть вы считаете, что выход – в проведении внеочередных выборов по новой избирательной системе?

Такой выход теоретически возможен, однако на практике его реализовать нельзя. Ведь основные парламентские политические силы: БЮТ и Партия регионов – сейчас ни за что не поддержат изменения к избирательному законодательству. В условиях перераспределения собственности на землю им нужно сохранять контроль и над парламентом, и над органами местного самоуправления – областными и районными советами. Поэтому они постараются сохранить на выборах закрытые списки политических партий, причем желательно с полным императивным мандатом. Они не дадут перейти на новую избирательную систему. В то же время без кардинального концептуального изменения избирательной системы, без концептуального изменения Конституции новые выборы только усугубят существующие проблемы.

Если из имеющихся в парламенте политических сил качественно новую коалицию создать не удастся, а досрочные выборы ничего не изменят – мы обречены?

В шахматной терминологии есть такое понятие, как цугцванг – когда попадаешь в такую ситуацию, что как бы ты ни походил, будет еще хуже. Когда в 2004 году была изменена Конституция, я обратился с открытым письмом к Президенту и Премьеру. В нем я предупреждал, что с такими изменениями к Конституции мы обречены на конституционный, парламентский и политический кризисы, что с такими изменениями невозможно сформировать эффективную законодательную и исполнительную власть. И до кого это дошло? Ни до кого! И сейчас еще не доходит!

Вы кажетесь законченным пессимистом. Как, по вашему мнению, будут развиваться события в краткосрочной, среднесрочной перспективе?

Пессимист – это хорошо информированный оптимист. Но чтобы не казаться пессимистом, я скажу, что все эти процессы происходят в Украине достаточно давно, начались они не вчера. Я думаю, что до парламентских летних каникул вряд ли что-то существенно изменится, а затем, в сентябре, с достаточно большой долей вероятности будет переформатирована парламентская коалиция и предпринят тотальный поиск трехсот депутатов, чтобы перейти к парламентской форме государственного строя, вплоть до избрания Президента в парламенте.

Дело в том, что для основных финансово-промышленных групп парламент сегодня – наиболее удобная форма государственной власти. Ведь когда они были слабыми, им нужен был сильный Президент, который был бы гарантом их договоренностей. А теперь, когда они стали сильными, им намного проще договариваться между собой в рамках парламентской республики. Ведь при парламентской республике они смогут поставить Премьера, а если он не будет выполнять договоренности – его можно за два-три дня «переформатировать», снять – и создать новую коалицию с новым Премьером.

Поэтому, очевидно, коалицию переформатируют, 300 голосов найдут, и еще Верховная Рада шестого созыва перейдет к парламентской форме государственного строя. За эти два года завершится окончательное перераспределение не только государственной собственности, но и земельных ресурсов, потому что де-факто они распределены, и это осталось только закрепить де-юре. Я лично – жесткий противник приватизации украинских стратегических предприятий и приватизации земли, но я понимаю, что моя позиция в данном случае ни на что не повлияет.

А вот после того, как все это будет перераспределено, и произойдет переход к парламентской форме государственного строя, новые владельцы захотят серьезной политической и социально-экономической стабильности. И тогда появятся новые политики, которые докажут новым владельцам, что нужно делиться с людьми, а людям докажут, что ничего с этим не поделаешь, поскольку во всем мире есть богатые и бедные. И станут на этом балансировать.

Кто войдет в коалицию, которая выступит за парламентскую республику в Украине – очевидно, в ее составе не будет «Нашей Украины»?

А почему вы так считаете? Номинально блок «Наша Украина – Народная самооборона» – это девять политических партий, поэтому если там девятой части не будет...

Но триста голосов для введения парламентского устройства в Украине есть и с другой стороны. Мы не застрахованы от того, что в сентябре не появится коалиция Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко – они имеют больше, чем 300 голосов, и высказались в свое время за парламентскую форму государственного строя.

А что они скажут избирателям? Как такой шаг отразится на политическом будущем той же Юлии Тимошенко?

На сегодняшний день избирательная кампания – это не обращение к разуму избирателя и его жизненной позиции. Это – взывание к соответствующим эмоциям избирателя, а для этого нужно три составляющих: деньги, избирательные технологии и команда публичных политиков, которые реализуют за те же деньги те же избирательные технологии.

Избирателям можно сказать, что проклятые оппоненты в который раз помешали, но вот уж в этот раз мы перегруппировались, переосмыслили, и теперь-то уж осчастливим вас.

Вы знаете, один из избирателей мне говорил: я поддержал конкретный блок, он меня обманул. Я второй раз за него проголосовал, он меня опять обманул. Я пойду за него проголосую в третий раз, но если они меня в третий раз обманут, то буду думать...

Дело в том, что сегодня выборы – это не осознанный выбор избирателя в пользу той или иной политической силы, а результат технологий, основанных на манипуляции общественным даже не сознанием, а подсознанием. В этом тоже состоит большая угроза. Избирателей, по сути, оторвали и от процесса формирования власти, и от самой власти. Избиратели сегодня – это статисты в театре абсурда, к сожалению.

Где будет место Блока Литвина в процессах, о которых вы говорите: в возможном переформатировании коалиции, изменении политического строя Украины, переходе к новой парадигме политических отношений?


Едва мы попали в парламент, как сразу же сказали, что пришли не за должностями, хоть нам их предлагали. Нас интересует концепция развития государства и то, как ее реализовать. Мы понимаем, что не можем стать основной силой, на базе которой сформируется коалиция. Поэтому какие-то конфигурации будут формировать другие силы – НУНС, БЮТ, Партия регионов. А наш выбор будет заключаться не в должностях, которые нам предложат, а в той концепции развития государства, которую они смогут разработать. Если их концепция будет отвечать интересам государства и совпадать с нашими избирательными позициями – вне всякого сомнения, мы войдем в такую коалицию.

А поддержали бы вы лично такой путь развития Украины, о котором только что рассказывали? Например, голосовали бы вы за переход к парламентской республике?

Я – давний сторонник парламентской формы государственного строя. Ведь Украина, в отличие от той же России, всегда была парламентской – мы имели народные веча, казацкую раду, Черную раду, Центральную раду, Верховную Раду – мы всегда были парламентскими.

Украина была парламентской республикой тогда, когда вся Европа – Франция, Германия, Италия, Испания – была монархической. Мы уже тогда демократически избирали гетмана, и гетмана на Покров на Черной раде могли снять, если он себя неправильно вел.

То есть у Украины сотни лет опыта парламентского государства. Зачем же теперь нам от этого отказываться? Я – «за».
 

ИСТОЧНИК: Главреда