Метаморфозы Луценко: от посмешища – до пугала

Дмитрий Стриженко  |  Вторник , 26 августа 2008, 09:13
Народный депутат Владислав Лукьянов о метаморфозах министра МВД, конфликте в Грузии и судьбе парламентской коалиции.

Скоро начнется сессия Верховной Рады. Будете ли вы возвращаться к вопросу отставки министра МВД Юрия Луценко?

Сразу скажу, руководитель милиции, этот горе-сыщик, во-первых, заявлял, что он расист (что в принципе неприемлемо для демократического общества)… После таких заявлений человек, у которого есть совесть, должен подать в отставку.

Я уже не говорю о массе публичных непрофессиональных действий, которые повлекли гибель людей, или стали поводом для того, чтобы подозреваемые в преступлении скрылись от правосудия. В частности, это и вопрос, который касался расследования убийства журналиста Георгия Гонгадзе, когда Луценко начал публично через СМИ вызывать людей на допросы, одни скрывались за границей (как Пукач), и следствие не смогло получить от них показаний, доказывающих их непричастность или виновность в совершении преступления. С другой стороны, история с Кравченко: когда он собирался идти на допрос, его убили фактически, хотя официальная версия – самоубийство. Но с трудом верится, что человек с первого раза не застрелился, а потом раненый сам себя добил. Т.е. это очень неправдоподобная ситуация. То же самое было с Кирпой, когда это тоже не было похоже на самоубийство… Просто человека убили. Эти все смерти лежат на совести Луценко. Я считаю, что такой человек не может возглавлять милицию.

Более того, когда человек обвиняется в коррупционных действиях, безосновательном раздаривании оружия и массе других моментов, я считаю, что у нас нет оснований для смены нашей позиции по этому вопросу. Ничего не произошло такого, что заставило бы нас изменить отношение к Юрию Витальевичу Луценко.

Это не личная позиция… Лично мне его даже немножко жалко, потому что человек попал не на свое место и, с одной стороны, выглядит посмешищем, с другой стороны, будучи главным милиционером страны, он превращается из посмешища в пугало. Из-за этого страдает в целом милиция. Мы знаем, что ряд профессионалов, людей, которые действительно стоят на страже закона, ушли из органов внутренних дел. К сожалению, этот процесс продолжается и сейчас. К сожалению, при Луценко милиция не стала тем органом, которые помогает простым гражданам и защищает их права. Ведь общество не стало лучше относиться к милиции, когда ее возглавил Луценко. Более того, общество стало относиться более негативно к Луценко лично и к милиции вместе с ним. Ведь мы помним его публичные заявления, что «я не буду работать в команде того», «я не буду работать в команде другого»; потом он забывает о своих обещаниях перед избирателями и присягает новой власти. (Ведь мы живем в демократическом обществе: сегодня – оппозиция, завтра – власть.) А Луценко всегда хочет быть при власти. Это говорит о торгашеской, оппортунистической позиции, т.е. человеку все равно, какая власть, ему главное – за портфель уцепиться. И в этой ситуации, мне кажется, что Юрию Витальевичу следовало бы самому осмыслить свою позицию, и, может быть, взять да и подать в отставку. И это мог бы быть тот шаг, который изменил бы к нему отношение; шаг, который бы показал, что у него есть позиция. А когда у человека нет позиции и он пытается быть политиком, то из него получается обычный конъюнктурщик, который готов делать все, что угодно, лишь бы угодить власти. Это человек, у которого нет принципов, а если у человека нет принципов, то сразу же возникают проблемы с моралью. А быть беспринципным, аморальным человеком во главе силовой структуры в это непростое время – для Украины слишком большая роскошь.

Я не понимаю, как самый известный коррупционер страны может быть заодно и министром внутренних дел.

Следует ли, по вашему мнению, сохранить такую практику, когда во главе милиции стоит гражданский человек?

Я считаю, что это нормальная практика. Гражданские лица не столь мощно встроены в систему, чтобы вопреки истине защищать честь мундира. И, действительно, не зря говорят, что со стороны виднее. Когда приходит гражданский человек возглавлять силовую структуру, то он смотрит свежим взглядом. У него зачастую нет привычки к тем нарушениям и безобразиям, которые могут происходить внутри закрытых структур. Именно гражданский человек может это прекратить. И в этом контексте я не вижу ничего ненормального в том, что Луценко как «немилиционер» возглавляет милицейское ведомство. Но, опять же, проблема с принципами, с моралью, с профессионализмом…

Какие вопросы будут рассматриваться парламентом осенью?

Обязательно нужно рассмотреть и дать оценку силовому противостоянию в Грузии, роли Украины в эскалации этого конфликта. Ведь украинские власти до зубов вооружили Грузию; нашим оружием сбивали наших братьев-славян… Даже европейские страны не поставляли оружие (Михаилу) Саакашвили. Германия, Франция – вся старая Европа осудила Саакашвили, это только у нас в Украине такой извращенный поток лжи, который выливается на нашего соседа вокруг грузино-осетинского конфликта.

Я сам в момент развития конфликта находился на территории Японии. И я мог получать информацию об этих событиях из американских, английских и японских СМИ, и интернет-источники тоже были доступны. Но самая первая горячая информация – это BBC, CNN, NHK. И если выпуски новостей по английским и американским каналам мне легко было понимать, то по японским – только отдельные слова и фразы, но картинка тоже доносила ситуацию. Я видел скоординированность в подаче этой информации. Этот конфликт работал на решение внутриполитических проблем администрации (Джорджа) Буша, на решение проблем избирательной кампании соратника Буша, кандидата в президенты (Джона) Маккейна, рейтинг которого в тот момент был достаточно низким – он проигрывал (Бараку) Обаме. Со стороны было явно видно, что небольшая война приведет к тому, что воинствующий Маккейн будет набирать баллы в глазах избирателей США. Более того, это делалось на фоне Олимпийских игр. За день до открытия Игр в Бангкоке с обличительной речью Китая выступает Буш. Я подумал: «Что же будет завтра?!» И именно в этот день Грузия, нарушив «олимпийское перемирие» системами залпового огня «ГРАД» уничтожила Цхинвали, где погибли тысячи мирных жителей. И весь мир смотрел на Россию, которая не могла оставить безнаказанной гибель своих миротворцев, которых раненных добивали – я не могу сказать солдаты – это просто преступники в военной форме.

Я звонил друзьям в Южную Осетию, и они рассказывали, что людей загоняли в сараи, сжигали-расстреливали. Т.е. это был просто геноцид против осетин. И то, что Россия вмешалась в это кровопролитие и агрессору Саакашвили дала по носу… Это не дипломатический путь решения вопроса. Я за то, чтобы вопросы решались мирным путем. Но когда агрессор стоит у вашего дома, другого выхода у России не было.

Как вы думаете, не сыграет ли это на руку сторонникам вступления Украины в НАТО?

Вы знаете, большая часть серьезных политиков говорит о том, какая ужасная ошибка могла состояться весной, когда горячие головы толкали Североатлантический Альянс на то, чтобы принять Грузию и Украину в НАТО. И сегодня большинство серьезных политиков говорит о том, что сначала Грузия должна решить свои внутренние проблемы, должна прийти нормальная демократическая власть. С авантюристом Саакашвили, кроме американцев, которые его вскормили, воспитали, никто не хочет иметь дел. Но больше всего меня пугает, что эта война могла быть проведена по сценарию Вашингтона. В таком случае, я просто в ужасе и в недоумении: можем ли мы доверять такой демократической державе как США, если ради победы на президентских выборах она готова в какой-нибудь далекой Грузии или Украине пожертвовать несколькими тысячами жизней людей. Вот, что меня беспокоит.

И здесь вопрос для Украины: в какой альянс мы вступаем? Если точно так, как тысячи жителей Южной Осетии, Грузии были положены на алтарь избирательной кампании Маккейна, не будет ли положена жизнь и свобода украинцев на алтарь какой-нибудь другой избирательной кампании? И задавая такой вопрос, я говорю, что сделаю все, чтобы такие безумцы как (Виктор, – авт.) Ющенко не затащили нас ни в какие военные блоки. Ведь Ющенко в этой ситуации отстаивает не интересы Украины, он отстаивает интересы США, он отстаивает не интересы Грузии и грузинского народа, а своего кума Саакашвили, которого вооружал до зубов и таким образом подталкивал к более жесткому противостоянию.

Возможно ли повторение южноосетинских событий в Крыму?

Учитывая, что Россия признала передачу Крыма Украине только одним документом, – Договором о дружбе и сотрудничестве, я бы не напрягал эту ситуацию. В этом Договоре Украина взяла на себя обязательства и по размещению базы военно-морского флота РФ в Севастополе. Не нужно издавать глупых указов, которые ведут к повышению напряженности.

Есть еще один аспект, может быть, даже самый главный. На сегодняшний день, кроме того, что Россия для Украины была дружественной державой, Россия сегодня – великая энергетическая держава. Сегодня Россия снабжает энергоносителями – газом, нефтью – практически всю Европу. И этот фактор, я думаю, тоже повлиял на точку зрения и Германии, и Франции, других стран Европы, которые поддерживают Россию. Так почему Украина должна выступать «против» себе в ущерб. Где наш интерес в этом конфликте? В том, что нам с Нового года повысят цену на газ до заоблачной? И платить за это будет не Ющенко. За это заплатит каждый ваш читатель, каждый житель Харькова, Донецка, Киева, Львова, Луганска – за это заплатят граждане Украины. Мы давали ему такой мандат, мы давали ему поручение втягивать Украину в войну?

Я сегодня проснулся от того, что над Крещатиком пронеслись военные самолеты. Мне стало немного не по себе. Мне было неприятно, что нашу страну исподволь втягивают в войну, неприятно, что СМИ как по указке дирижера, которого не видно за кулисами, стали обсуждать, какой может быть война с Россией. Мне хотелось сказать: «Люди, опомнитесь! Вы понимаете, о чем вы говорите?!». Самое страшное, что СМИ закладывают людям в голову допустимость военного противостояния с Россией, где практически у каждого из нас живут родственники или друзья. Ведь и граница-то между нами довольно условная. Вы посмотрите, вся Европа пытается стереть границы, а нам США навязывает разделение между Украиной и Россией. Это в наших интересах?

На сегодняшний день это главный вопрос, который мы должны решить.

Сейчас Конституционный суд рассматривает представление народных депутатов о легитимности демократической коалиции. На какое решение КС вы рассчитываете?

Даже без глубоких юридических аналитических изысканий, любому человеку понятно, что если конституционный состав Верховной Рады 450 депутатов, то большинство – 225+1. Мы знаем, что в коалицию фракций БЮТ и НУНС входило 227 народных депутатов, если считать Ивана Плюща, который не голосовал даже за назначение Юлии Тимошенко Премьер-министром. Теперь из этой коалиции два человека вышло, вопрос: сколько осталось? 225, т.е. это уже не большинство. В таком случае в ВР должно быть два большинства, а в Украине два Премьер-министра, два Президента, два Генеральных прокурора, и тогда по два мэра, по два облсовета. Это граничит с шизофренией.

(…) Часть 7 статьи 83 Конституции Украины гласит, что если коалиция распалась или недееспособна, то в течение месяца должна формироваться новая коалиция, а правительство становится исполняющим обязанности. С этой точки зрения Юлия Тимошенко уже не Премьер-министр, а исполняющий обязанности со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Кроме того, Президент должен отреагировать на эту ситуацию и принять решение о судьбе Верховной Рады (этот вопрос регламентирует ст. 90). Но Секретариат Президента имеет такие органы чувств и восприятия, что они видят и государственную измену Тимошенко, и сговор Тимошенко с Москвой… И получается так, что вроде бы две политические силы создали коалицию, но наверху две головы дракона между собой поругались и ядом друг на друга брызжут. Но это делается только для того, чтобы отвлечь граждан Украины от реальных проблем.

Я думаю, что народ Украины понял, что Ющенко отстаивает не государственные интересы, не наши экономические интересы. Геббельс в свое время говорил, что для того чтобы в ложь поверили, она должны быть гигантской, масштабной. Этому принципу, в большей мере, следует г-жа Тимошенко. Но они здесь соревнуются друг с другом.