Зварыч решил проверить коалицию на вшивость

Суббота , 20 декабря 2008, 11:14
Роман Зварыч зарегистрировал в ВР постановление об увольнении Юрия Луценко с поста министра МВД.

Таким образом, он намеревается проверить существование и жизнеспособность коалиции НУНС-БЮТ-БЛ: мол, коммунисты, без которых, похоже, голосов у коалиции не наберется, должны поддержать отставку Луценко, несмотря на очевидный гнев Юлии Тимошенко, с которой КПУ нашла общий язык. Вот такой вот тонкий способ проверки «на вшивость»...

Роман Михайлович, вы уже приняли окончательное решение о выходе из партии, о чем заявили несколько дней назад?

Ничего нового по этому поводу не скажу – только то, что говорил раньше. Я считаю, что не может человек в моем статусе так просто заявить, что выходит или не выходит из партии, или имеет какие-то претензии. Прежде всего, нужно поговорить с президентом Украины.

Я принципиально не могу согласиться с определенными проблемными позициями президента относительно «Нашей Украины» - в первую очередь это касается запрета на вхождение в коалицию.

Я установил крайний срок, до которого буду ждать. После чего, если не состоится встреча, я пойму для себя, что президент не захотел создания этой коалиции. Этот крайний срок назначил для себя на сегодня. Два дня назад мне звонил глава Секретариата президента и сделал замечание за то, что я общаюсь с президентом через представителей средств массовой информации, на что я ответил, что иного способа у меня пока нет. И тогда он мне сообщил, что встреча состоится в пятницу, то есть сегодня.

Если я не услышу того, что могло бы дать мне основания остаться принципиальным и сохранить членство в этой партии, очевидно, я сделаю для себя вывод. Но мне кажется, что было бы непорядочно с моей стороны, если бы вот так, без разговора с президентом, я просто вышел бы из «Нашей Украины»...

Это будет встреча тет-а-тет или будет присутствовать еще кто-то?

Если не будет тет-а-тет, то я не вижу смысла встречаться...

Что может изменить ваше намерение выйти из партии «Наша Украина»?

Я думаю, что если я пойму, что у президента есть принципиальное понимание некоторых моих тревог и предостережений. Я мог бы отложить это решение на некоторое время. Для этого я собственно и просился встретиться с президентом.

Говорят, что на следующем этапе съезда «Нашей Украины» из партии будет исключен ряд товарищей, а именно группа «любих друзів», которые лоббировали создание коалиции НУНС-БЮТ-БЛ...

Я сам был одним из первых «любих друзів» - нас было семь, если вы помните. Так что я себя считаю «любим другом»... (смеется).

Говорят, что может случиться так, что на этом съезде «Единый центр» и Виктор Балога войдут в «Нашу Украину», которую возглавляет Виктор Ющенко...

Тогда меня в «Нашей Украине» нет! Точно нет. Это однозначно! Я даже уже без встречи с президентом могу это сказать – меня там не будет!

Одно из моих принципиальных предостережений, которые я собираюсь озвучить президенту, это то, что он держит на должности человека, фактически приложившего все усилия для уничтожения его рейтинга. Это глава Секретариата. Сами посмотрите объективно – это не субъективная позиция. За время, пока Виктор Иванович находится на этом месте, на этом посту, рейтинг президента катастрофически, фактически из месяца в месяц, а в последнее время изо дня в день падал.

А сам президент знает о том, что он падал?

Есть основания сомневаться, знает ли, должен это признать. Я не знаю, знает ли. Я с президентом два года не общался в режиме тет-а-тет.

А как партия реагирует на все это, на падение рейтинга?

С большой тревогой, понятно. Немногие члены в НСНУ не считают, что причина катастрофического падения рейтинга президента именно в деятельности главы Секретариата президента. То есть я говорю, что это почти консолидированная позиция всей партии.

Я принципиально не могу согласиться с проблемными позициями относительно «Нашей Украины» - прежде всего это касалось запрета на вхождение в коалицию.

Вы зарегистрировали постановление об отставке Юрия Луценко с поста министра. Зачем и почему?

Я считаю, что это должен быть тест на то, существует ли коалиция на самом деле и может ли она функционировать исключительно за счет голосов ее ассоциированных членов – читай Коммунистической партии Украины.

Вы же понимаете, что вряд ли Юлия Владимировна сдаст такого союзника, как Луценко?

Я это понимаю.

А зачем же тогда все затевать?

Я еще раз говорю - или коалиция существует, или ее нет. Это, как по мне, наиболее удачный способ доказать, что она существует. Если большинство есть, то постановление не наберет 226 голосов. Если постановление не наберет голосов, потому что коммунисты не голосуют, то мы поймем, что они ассоциированные члены коалиции, хотя формально их там нет. То есть это выводит всех на чистую воду, тут никто уже не сможет спрятаться. Если коммунисты действительно верны своим принципам, они должны были бы проголосовать за постановление об увольнении Луценко. Если они, как кое-кто в кулуарах говорит, «купленные», тогда они голосовать не будут. Мне кажется, что это самый пикантный способ доказать существование коалиции – больше ничего!

Но ведь очевидно, что коалиции в заявленном формате нет, поскольку часть «Нашей Украины» не голосует...

Я сижу в сессионном зале и постоянно спрашиваю людей, которые будто бы были главными игроками в процессе заключения коалиционного соглашения, какова же на самом деле позиция коалиции. Я постоянно это спрашиваю и таким образом их подкалываю. Вот для примера, выступает вчера бютовка Наталья Королевская с трибуны с одной позицией, а Олег Ляшко из того же БЮТ заявляет другую позицию. Поэтому я спрашиваю, какова же позиция коалиции? Никто не может сказать.

Вы поддерживаете создание следственной комиссии для расследования деятельности Нацбанка?

Да! Я считаю, что это нужно было сделать. Более того, мне кажется, что этого мало и поздно! К сожалению...

Насколько реально увольнение Стельмаха с должности главы Нацбанка и есть ли какая-то компромиссная кандидатура, которую может утвердить Верховная Рада?

По поводу увольнения Стельмаха, то, я думаю, зал близок к этому. Но, конечно, нужно соответствующее представление президента. Я не знаю, готов ли президент к этому. Не уверен... Но судя по тому, что происходит в стране... Я не говорю, что обязательно верю в то, что говорила вчера премьер, но есть объективные факты – ведь провал гривны тотальный! Если так будет продолжаться дальше, у меня большие сомнения, выдержит ли это наша экономика. Я не вижу причины, и абсолютно согласен в этом с президентом, что гривна передевальвирована по меньшей мере на 70%.

А каковы механизмы влияния на Нацбанк, ведь по Конституции никто не имеет права вмешиваться в его деятельность?

Да, Нацбанк независимый орган, это правда. Но для этого есть также совет Нацбанка, который выдвигает определенные рекомендации. Вчера мы прочитали в прессе, что правление Нацбанка не собирается даже прислушиваться к этим рекомендациям, о чем, кстати, говорил и председатель совета Петр Порошенко на одном из эфиров...

Он также говорил, что у совета Нацбанка нет даже полной информации о действиях правления, в частности в отношении механизмов и принципов рефинансирования банков...

Я как раз об этом и говорю! Речь идет о рефинансировании с использованием кредитов МВФ отдельных украинских банков, и совет Нацбанка просит, чтобы были обнародованы принципы, по которым эти деньги выделяются. То есть не состояние того или иного банка! Речь идет об общих принципах, по которым принимаются решения! А правление банка отвечает, что это коммерческая тайна! Ну вы же сами понимаете, что это дебилизм!

Если на главу Нацбанка выдвинут кандидатуру Петра Порошенко, вы проголосуете?

Я лично поддержу его кандидатуру – даже обеими руками.

А фракция «Наша Украина»?

Думаю, большинство поддержит это предложение.

Представители Партии регионов, и Виктор Янукович в частности, рассказывают сегодня, до какого состояния довело страну и экономику правительство Тимошенко, и выделили правительству сто дней, в течение которых будут наблюдать, как это правительство будет выводить страну из кризиса. Такое впечатление, что они целенаправленно ждут марта, когда все обвалится окончательно, и люди сами вынесут Тимошенко из Кабмина...

Мне трудно сказать, что они хотят делать и чего ждут на самом деле. Я думаю, что, скорее всего, если не будет какого-то указания из Кремля, то ничего не станут делать.

Премьер-министр Украины должна бы понять, что основной механизм влияния на эту ситуацию – бюджет. Бюджет, который был презентован, вернее, внесен в Верховную Раду – не помню, был ли он презентован в сессионном зале, - не годится на сегодняшний день, он требует корректив. Какими будут эти коррективы, я не знаю. Правительство почему-то сконцентрировало основное внимание на макроэкономических показателях, но мне кажется, что это несколько, скажем так, виртуальный подход. Мне кажется, что нужно вырабатывать конкретные бюджетные механизмы, - и не только бюджетные, если уж на то пошло, но в первую очередь бюджетные - для того чтобы, в первую очередь, начинать преодолевать фискальный кризис. Конечно, если применяется популистский подход, это нам ничего не даст – в этом я целиком согласен с позицией министра финансов.

Как может быть принят бюджет или какие-то коррективы к нему, хотя бы очевидные для всех, в этой ситуации в Верховной Раде, когда у коалиции де-факто нет 226 голосов, и голосование происходит исключительно благодаря коммунистам, а Партия регионов не голосует принципиально?

Я не знаю. Есть Бюджетный кодекс, где записано, что первое чтение проекта бюджета – за Верховной Радой. То есть мы могли бы внести определенные коррективы в правительственный проект бюджета, и с целью проталкивания этого процесса принять его в первом чтении, повернуться к правительству, и чтобы правительство использовало этот момент для внесения корректив. Я почему так говорю? Бюджетный кодекс определяет совершенно исключительную процедуру рассмотрения проекта бюджета. То есть когда за Верховной Радой первое чтение проекта бюджета, а правительство готовит проект ко второму чтению, то с другими законопроектами все с точностью до наоборот. Я бы пошел таким путем: чтобы дать возможность и вообще подтолкнуть правительство внести определенные коррективы в этот бюджет, провести первое чтение, вместо того чтобы ждать, когда правительство отзовет и внесет уже откорректированный бюджет! Мы таким образом экономим один этап бюджетного процесса...

Насколько известно, у Банковой есть большое и давнее желание не видеть Тимошенко в кресле премьера...

А это для кого-то сейчас секрет?

Как это можно сделать теперь, когда есть коалиция?

226 голосами в сессионном зале...

А они наберутся?

Думаю, что нет. На этом этапе нет.

А когда ситуация изменится?

Ну, тут мне трудно говорить - когда. Знаете, у нас по нескольку раз на дню принципиально меняется ситуация, поэтому тут что-то прогнозировать просто невозможно. На данном этапе я не вижу такой возможности.
 

ИСТОЧНИК: Оксана Коазак, Главред