Фирташ заставит украинцев платить за газ подороже

Дмитрий Стриженко  |  Понедельник , 2 февраля 2009, 08:58
Совладелец RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ считает, что стоимость российского газа для Украины в 2009 году будет значительно выше, чем $228.8, озвученных Юлией Тимошенко.

Об этом он заявил вчера вечером в интервью телеканалу «ИНТЕР».


 


11 миллиардов кубометров газа принадлежат RosUkrEnergo, и это подтвердил на этой неделе «Газпром», ранее заявляла об этом и украинская таможня, в то же время в правительстве настаивают, что этот газ – собственность НАК «Нефтегаз Украины». Компания RosUkrEnergo как собственник этого газа, что она будет с ним делать? Он будет реализован в Европу?

Я не буду и не хочу комментировать то, что говорит правительство, потому что разговор с правительством ничего не дает. По юридическим документам газ принадлежит RosUkrEnergo. Мало того, этот газ не имеет никакого отношения к Украине, он находится в Украине под временным таможенным контролем, то есть это транзитный газ, который предназначен для европейских потребителей.

Следовательно, все эти 11 миллиардов должны быть отданы в Европу. НАК «Нефтегаз» не выполняет свои обязательства, связанные с тем , что он должен подымать этот газ по нашим заявкам и отправлять этот газ в Европу. Следовательно, Польша недополучает, Венгрия – недополучает, и Румыния – недополучает. Мы уже подали в Стокгольмский суд на НАК и будем ждать решения суда.

То есть если бы НАК «Нефтегаз» выполнял бы свои обязательства, этот газ был бы уже давно реализован в Европу?

Любая организация (независимо от того, это НАК «Нефтегаз», или другая организация, или правительство), подписывая какие-то контракты, имеет юридические обязательства, и она должна выполнять свои условия, те, которые там прописаны. И НАК «Нефтегаз» не является исключением. За счет того, что они срывают (поставки газа в Европу, – ред.), у нас сегодня проблемы. Даже, вернее, не у нас проблемы, а у поляков и у венгров. Я считаю, что это некорректно.

Премьер-министр Юлия Тимошенко, озвучила среднегодовую цену для страны на газ – 228.8 долларов США за тысячу кубометров. В эту цену была заложена стоимость вот этого дешевого газа, который находится в газохранилищах Украины, и якобы принадлежащего НАК «Нефтегаз». Что будет с ценой, если этот газ принадлежит RosUkrEnergo? То есть 228 не получится?

На самом деле это абсолютная неправда. Что такое «228.8» – вот абсолютно не могу понять ни с какой стороны. Я считаю, что я достаточно хорошо разбираюсь в газовом бизнесе и хорошо понимаю все контракты. Мало того, я видел всю контрактную базу, которая была подписана между НАК и «Газпромом», то есть, мне непонятно, откуда это может быть…

Но ранее и в «Газпроме» говорили, что это может быть как минимум 240 долларов за тысячу кубометров…

Для того чтобы понять среднюю годовую цену, нам надо хотя бы дожить до апреля и понимать, как будет двигаться нефть.

Второе, что мне больше всего интересно, как можно было подписывать контракт с банкротом? Самая интересная ситуация – за счет чего НАК будет компенсировать эту ситуацию? Если он себе собираться компенсировать за счет наших 11 миллиардов кубов – это невозможно. Мне вообще удивительно, когда министр МВД при всех заявляет, что он будет раскулачивать компанию RosUkrEnergo.

Как вы относитесь к такому заявлению?

Я смеюсь. Это вообще смешно… мы должны жить в законе и должны понимать, если есть претензии – идите в суд, если вы действительно правы, но не занимайтесь рейдерством и не придумывайте никакое раскулачивание. Очень плохо, что человек, который отвечает за такую серьезную организацию, с такими серьезными полномочиями, такие вещи говорит в эфире. Это первый сигнал для нашего общества.

Государство покупает газ за доллары, но население, предприятия платят за газ в гривнах. К сожалению, курс у нас нестабилен и не исключено, что доллар подорожает, в стране может быть инфляция и вот эта вот разница, которая будет расти – кто должен ее покрывать, что будет тогда с ценой на газ?

Платить за все будем мы с вами – население, заводы, каждый человек в этой стране будет платить. Почему? Потому что мы перешли на формулы… Дело в том, что правительство не говорит откровенно, до конца. Но они должны будут сказать правду, что на самом деле все, что будет происходить с курсовой разницей, будет добавляться еще плюс к стоимости газа, и никуда мы от этого не денемся.

Контракт подписан на 10 лет. Означает ли это, что на протяжении вот этого срока Украина будет обеспечена газом, с точки зрения энергобезопасности страны, Европы, которая зависит от транзита?

Моя точка зрения, что ничего не дает – никакой гарантии и абсолютно не работает эта схема. Покажите мне пример, когда НАК вовремя платил? За мою историю поставок газа никогда такого не было. Если вы помните, летом премьер-министр кричала, что он ничего не должен RosUkrEnergo, потом в сентябре оказалось 2.5 миллиарда долларов они должны. А теперь давайте посмотрим на этот контракт, если только первый раз неоплата газа вовремя, мы переходим на предоплату. Что такое предоплата? НАК никогда не сможет сделать предоплату – у него нет этих возможностей. Если он не может проплатить, он должен будет решать проблему сразу, что давать в залог. Вот у меня вопрос – зачем такой контракт делать, когда мы сразу попадаем в зависимость?

Вы как крупный бизнесмен общаетесь с представителями крупного бизнеса не только в Украине, но за рубежом. А что говорят вот в этом кругу о нынешнем экономическом кризисе в мире? Когда будет уже какой-то выход из этого кризиса?

Я считаю, что кризис, который сегодня существует в мире – он не закончится быстро. Дело в том, что моя точка зрения, что это будет минимум года три, и эта зима надолго, ее надо ждать, и к ней надо готовиться. Я могу точно сказать, что Украина должна готовиться к длительной, серьезной, тяжелой ситуации. И поэтому надо перестать заниматься ерундой, обвинять, говорить, рассказывать, а надо брать закатывать рукава и работать.

Ваша фамилия часто звучит в обвинениях со стороны премьер-министра и в связке с компанией RosUkrEnergo, и в связке с банком «Надра». Это личное противостояние премьера с вами или это противостояние власти и частного бизнеса? В данном случае – вашего.

Вы знаете, у меня есть гражданская позиция, и я уверен в том, что я как гражданин этой страны не имею права молчать и смотреть на то, что происходит сегодня.

Правительство – это менеджмент, который нанят нами – всеми людьми и государством на работу. Этот менеджмент полностью провалил свою работу и провалит ее дальше, и пытается рассказывать, что все хорошо. А у нас не все хорошо, поэтому я это и говорю.

Это не мое личное с Тимошенко, я не воюю с Тимошенко, мне нечего воевать с премьер-министром. Я с ней ничего личного не имею, и иметь не собираюсь. Меня просто волнует то, что происходит в моей стране, в которой я живу. Мы с вами помним, как мы слышали весной о том, что нам кризис будет стучаться в двери, а мы его не услышим, мы ему двери не откроем. Это говорит о том, что премьер-министр был в розовых очках, жил в какой-то другой стране, вернее даже не в стране, а на другой планете. А я бы призывал наше правительство и премьер-министра спуститься на землю, выйти и сказать: «Ребята, мы не справились, мы не можем. Вы понимаете, какая ужасная ситуация. И уже дело не в нас, не в правительстве. Давайте все вместе помогать, кто как может, чем может. Давайте объединяться и вместе решать эту проблему». Вот это было бы честно со стороны правительства и со стороны Юлии Тимошенко.

Вы не размышляли над идеей пойти во власть, обзавестись депутатским мандатом? Принять участие какое-то в украинской политике?

Нет, я такого не думал, пока у меня такой мысли нет. Мы обязаны все сделать каждый от себя возможное и невозможное, чтобы выйти из этой ситуации. Потому что здесь не будет победителей, здесь будут только сплошные пострадавшие. И я не хочу быть в той роли, когда тоже буду пострадавшим. Мой бизнес тоже зависит от этого государства, как и всех остальных. Кто-то пострадает на тысячу гривен, кто-то на пять, кто-то на миллион, кто-то на другие деньги, но пострадают все. Поэтому я и кричу, что давайте скажем правительству: «Стоп! Хватит!». Давайте разговаривать, давайте признаваться, что вы не знаете, что делать. Вы не умеете делать ничего, остановитесь.



Справка:

Дмитрий Фирташ родился 2 мая 1965 года в селе Сынькив Залищицкого района на Тернопольщине.

Согласно рейтингу самых богатых людей Украины, опубликованном в 2008 году украинским еженедельником ФОКУС, Д. Фирташ занимает 11-ю позицию с состоянием в $1.71 млрд.

Д. Фирташ является совладельцем компании RosUkrEnergo, а также владельцем Group DG. Среди компаний, контролируемых Group DF, ключевую роль играют: Centragas, которая, в свою очередь, владеет 50% акций швейцарской газораспределительной и газоторговой компании RosUkrEnergo; EMFESZ, венгерская газоторговая компания и поставщик энергетических услуг; австрийская компания Zangas, специализирующаяся на строительстве газовой инфрастуктуры; OSTCHEM Holding, объединяет группу химических предприятий в Восточной и Центральной Европе по производству минеральных удобрений, органических кислот, диоксида титана и кальцинированной соды.