Михаил Чечетов: Чтобы взять деньги, ума не надо

Оксана Нагаевская  |  Среда , 4 марта 2009, 09:46
Нардеп от ПР — о кредите МВФ, кризисе, дефолте и выборах.

Член парламентской фракции Партии регионов, член Комитета ВРУ по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Михаил Чечетов считает, что Украине необходима единая антикризисная программа, подписанная президентом, премьером и главой Национального банка, за которую они должны нести совместную ответственность. Об этом он рассказал в интервью АМИ «Новости-Украина».

 


Нужен ли Украине второй транш кредита Международного валютного фонда, вокруг которого сегодня так много полемики?

Украине, как воздух, нужна единая антикризисная программа, подписанная президентом, премьером и главой Национального банка, чтобы потом они не перепихивали ответственность друг на друга. Это есть во всех странах мира. В этой программе надо поэтапно расписать, что делать. Кроме того, самое главное – под это должен быть расписан временной финансовый ресурс, что конкретно исполняется и кто конкретно контролирует. Также под эту программу должны быть приняты изменения к бюджету, тоже подписанные президентом, главой НБУ и премьером. Вот тогда у нас и доллар будет спокоен и никто не будет друг на друга пальцем показывать – Тимошенко на Ющенко, что он враг народа, а тот на нее, а потом – на Нацбанк. Тогда они все будут в одной лодке, если утонут, то вместе, а если выплывут, то втроем. Их надо связать одной веревкой, тогда не будет дергания и критики.

Если бы была у нас антикризисная программа, в которой описаны поэтапные шаги, финансовый, исполнительный контроль, если бы под это бюджет у нас был бы скорректирован, то естественно, не было бы необходимости в кредите, а если и брать кредит, то не так. Кредит мы взяли. Чтобы взять деньги, ума не надо – найти, кто займет, а потратить – вообще можно без ума. А вот чтобы их возвратить – уже нужны мозги, потому что, чтобы возвращать деньги, их надо заработать.

Тут надо подумать, мы уже получили один транш МВФ, возникает вопрос – куда пошли эти деньги? Где они?.. Я понимаю, если бы эти средства были использованы на удержание курса и курс держался 6-6,5 гривни за доллар, но мы потратили валютный транш, а в итоге имеем самое высокое обесценивание денежной единицы в мире. Мы ж впереди планеты всей, выше нас только племя тумба-юмба. Вбухали куда-то этот транш, куда он пошел, в чей карман, может, в избирательный фонд, на чью-то предвыборную кампанию?.. Потому что эти деньги не пошли в реальный сектор экономики. Например, во Франции Саркози взял два кредита и предоставил их французским автомобильным предприятиям и предупредил, чтобы ни один человек не был уволен. Там посчитали и сказали, что денег все равно не хватит, на что он ответил, чтобы позакрывали предприятия в других странах мира, а дома ничего не трогайте. То же самое американцы – шуганули 50% бюджета на антикризисную программу в реальный сектор экономики, создали пять миллиардов рабочих мест. Я не хочу, чтобы кто-то опять положил в свой карман миллиардов десять или взял эти деньги на предвыборную кампанию, а потом нашим детям отдавать, почему они должны за кого-то расплачиваться?..

На что надо использовать кредит, если его брать?

Если брать кредит, то его надо использовать, как это сделали американцы. А то что получается – болячка одна, Америка заразила нас, Западную Европу, все страны, но от одной болячки в Америке и Западной Европе лечатся по одному – они в первую очередь поддерживают реальный сектор экономики, а нас заставляют лечиться по-другому, предлагают нам закатать в асфальт свой реальный сектор экономики. Но так нельзя – если грипп уже у американца и у украинца, то только умалишенный врач может посоветовать лечить грипп, сделав операцию по удалению аппендицита. А нам предлагают именно это, а сами лечат по-другому. Давайте будем лечить свою экономику, как американцы, французы, немцы – они акцентированы на реальный сектор экономики, у них через всю программу проходит красной нитью поддержка реального сектора экономики, реального производства, защита реального производителя. Американцы подняли таможенные пошлины, чтобы китайская сталь не проходила и покупали свою. Как там ни пищали – им до лампочки – они своих защищают, а кого защищает наше правительство – одному Богу известно, только не свой народ, не свою страну.

Какие изменения необходимо внести в государственный бюджет, чтобы обойтись без кредита?

Прежде всего мы должны понимать, что есть смета затрат, и, наверное, надо сделать так, чтобы через бюджет мы могли оказать помощь и реальному сектору экономики, и малому бизнесу и предпринимательству. Надо, чтобы от принятия этого бюджета было комфортнее малому бизнесу и предпринимательству, потому что сейчас крупные предприятия будут закрываться, люди будут освобождаться и будут нужны рабочие места. Значит, где-то они должны уйти в сегмент малого бизнеса. Например, я недавно был на фабрике, где изготовляется материал для пошива одежды для Минобороны. У нас скоро армия будет ходить в обносках, во время войны и то одежду чаще меняли, чем сейчас. Так вот в бюджет можно заложить деньги, и пусть Минобороны купит на этой фабрике сукно – таким образом запуститься механизм работы фабрики и солдат оденут.

Кроме того, надо отказаться от популистской идеи бюджета. Юлия Владимировна делает бюджет так, чтобы понравиться. Ее трагедия в следующем: страна заболела, но заболеть можно и от приятного, поел мороженого – приятно, но ангина, кто-то водку пьет – приятно, а печень болит, можно курить и заработать рак легких, и так далее. То есть заболеть можно и от приятных вещей, а вот когда заболел и начинаешь лечиться, то лечение уже не будет приятным: таблетки горькие, уколы болезненные, а кому-то и операцию надо сложную делать. Но если не лечиться, то можно и на тот свет отправиться.

Так вот получилось, что Юлия Владимировна своими популистскими подачками, образно говоря, то мороженое, то сто грамм, то сигаретка, заразила наше общество, мы заболели вот этими популистскими подачками от приятного. А как же может быть иначе, когда в бюджете, не считаясь с ростом реального сектора, повышаются зарплаты, пенсии, социальные выплаты, то по тысяче гривен выделяют непонятно как, то за профессиональную армию кричат, а реальный сектор экономики не движется, покрытия нет. То потом кредиты пошли, потому что это приятно, а теперь мы сильно заболели и нужно лечить. Тимошенко понимает, что для того, чтобы не умерла экономика, надо лечить, а лечение будет болезненное. Но если она начнет лечить, тогда, естественно, народ Украины к ней будет относиться негативно – больно, неприятно – и она потеряет рейтинг. И она не хочет лечить, ей лучше и дальше еще такие подачки дать, то есть пусть лучше умрет половина предприятий и так далее, но зато у меня рейтинг будет высокий, потому что люди пока не понимают, что дальше после реанимации будет только морг и могила.

Вот почему мы говорим, что надо сейчас провести выборы президента и парламента, чтобы все ушли в отставку, чтобы пришла новая команда, которая не боялась бы принимать непопулярные меры, которая бы начала лечить. И мировой опыт показывает, что наиболее радикальные реформы всегда проводят или президенты, которых избирают, или в парламентских республиках парламентское большинство в первый год после выборов. Человека только избрали, и у него огромный кредит доверия, даже если он будет принимать жесткие меры, все равно люди будут ему это прощать. В первый год принимается около 70% непопулярных мер, сжимается рейтинг – и это дает возможность рвануть вперед. А что может принять Ющенко при 2% рейтинга? А популистка Тимошенко вообще не будет ничего принимать, потому что у нее в голове только президентское кресло, она лечить не будет, она будет загонять в гроб и экономику, и страну! Вот в чем трагедия Тимошенко – она понимает, что надо лечить, но если она станет лечить, то не будет президентом.

Единственный выход – отправить правительство в отставку?

Не только правительство – лучший вариант одновременно через два месяца в мае-месяце провести выборы и парламента, и президента, и тогда, условно говоря, идет Янукович в президенты и побеждает. Партия регионов, естественно, побеждает на парламентских выборах – раз за него проголосовали, то и за партию проголосуют. ПР тогда формирует большинство в парламенте, Кабинет министров, и тогда президент, премьер, большинство в парламенте, Кабинет министров – будет ядро ПР, одна партия, да, будет какая-то оппозиция, но во власти будет единство. И тогда на 10 лет в страну вернется спокойствие, стабильность, и мы готовы за 10 лет сделать огромный рывок.

То есть правительство Тимошенко уже не может исправить своих ошибок?

Может, но не будет этого делать. Тимошенко умная, она все понимает, но она готова пожертвовать экономикой, страной лишь бы стать президентом.

Еще одна тема, о которой много говорят в последнее время, – угроза дефолта. По вашему мнению, угрожает ли Украине дефолт?

Дефолт – это невозможность государства платить по долгам. Есть объективные предпосылки дефолта и субъективные. Как профессиональный экономист и человек, очень хорошо информированный, хочу отметить, что объективных предпосылок для дефолта в Украине нет, а субъективные есть. А что такое субъективные? Каждый шаг бездарной власти приближает нас к дефолту, вот где беда. Вот почему, чтобы субъективный фактор приближения к дефолту не победил объективные предпосылки, надо эту антинародную власть убрать.

Оппозиция не подпишет соглашение о получении кредита, а власть не хочет принимать антикризисную программу, если в этих условиях не будет транша, что тогда?

А причем тут оппозиция?.. Есть власть – президент, премьер и глава Нацбанка. Они должны кровью подписать антикризисную программу, чтобы потом ее выполнять, а оппозиция будет помогать контролировать, иначе все разворуют, один транш МВФ пришел, и где деньги?.. Оппозиция – тоже власть, но программу должны реализовать те, в чьих руках непосредственно находятся рычаги управления. И таким образом вместе будем выполнять – Ющенко, Тимошенко и Стельмах выполнять, а ПР – контролировать. Поэтому чего они тянут – уже давно пора было подписать! Если кричат, что программа есть, – так пусть Ющенко ее подпишет, может, деньги закончились и президент не может ручку купить – так ПР выделит им ручки, пусть подпишут, чтобы страна знала героев!

Некоторые эксперты заявляют, что если МВФ не даст Украине денег, то в нашу экономику не будут вкладывать деньги другие кредиторы, поэтому требования МВФ надо выполнять. Какова ваша точка зрения?

Есть такое мнение, что если МВФ дает кредит, то он подтверждает нормальный кредитный и инвестиционный рейтинг страны и тогда и другие страны могут давать и так далее. Но я думаю, что, например, России до лампочки МВФ, она и так может нам дать кредит. То есть и другие страны могут дать кредит и без МВФ.

А так говорят те, кто настроен пронатовски, прозападно, кто не может без Америки, хотя сама Америка не смотрит на МВФ, это она нам советует, чтобы мы лечились по МВФовским рецептам и уничтожили свой реальный сектор экономики. Все можно, это байки, чтобы показать, что мы без Запада ничего не можем. Можем! Если бы мы не сделали из России врага, если бы мы оставили тот договор по газу, который был у Януковича несколько лет, то сейчас легче бы всем жилось. А мы из России слепили образ врага, и адекватная реакция России в том числе и по газовым договоренностям, и по рынкам сбыта для наших предприятий воспринимается как неадекватная.

Запад нас не выручит, главный наш стратегический партнер – Россия, и главную помощь мы можем получить только от нее. Мы – два независимых государства, но мы должны строить такие отношения, как государства, в которых проживают два братских народа, вышедшие из одной колыбели – Киевской Руси. Я уверен, что люди это уже начинают понимать.
 

 

ИСТОЧНИК: АМИ «Новости-Украина».