Александр Черненко: В Раде увидели призрак перевыборов, потому поспешили

Константин Колесник  |  Понедельник , 6 апреля 2009, 10:16
Новоизбранный председатель правления Комитета избирателей Украины – о перспективе досрочных президентских выборов, фальсификациях и админресурсе.

Верховная Рада назначила президентские выборы на 25 октября. Чего в этом решении больше: политики или права?

Оценку этому решению дал спикер Владимир Литвин, назвав его политическим. Ранее Блок Литвина и многие депутаты из фракций НУ-НС и Партии регионов в публичных выступлениях и частных разговорах называли дату 17 января 2010 года.

Вы тоже считаете, что депутаты испугались Указа о роспуске Верховной Рады, который якобы уже готов в Секретариате президента?

Да, в Раде увидели призрак перевыборов, потому и спешили. Дискуссии о дате президентских выборов практически не было. В итоге многие политики, в частности литвиновец Олег Зарубинский, просто отказались от своих слов.

Полагают, что депутаты просчитались, поскольку шестимесячный мораторий на роспуск ВР отсчитывается не с даты президентских выборов (25 октября), а с момента прекращения его полномочий (момента инаугурации нового президента). Как вы думаете?

Полномочия действующего президента заканчиваются тогда, когда начинаются полномочия нового, а это никак не 25 октября. 25 октября – это только дата голосования, не больше и не меньше. Высчитать дату, после которой нельзя распускать парламент, практически невозможно, потому что никто не знает, когда будет инаугурация следующего президента.

Когда с точки зрения избирательных технологий оптимально проводить президентские выборы: в октябре 2009-го или в январе 2010 года?

Комитет избирателей Украины последовательно выступает за то, чтобы выборы состоялись 17 января 2010 года – последнее воскресенье пятого года полномочий Ющенко. С точки зрения политических технологий каждая сила, имеющая кандидата в президенты, имеет свое видение, как получить преимущество. Литвину и Яценюку выгоднее, чтобы выборы состоялись позже, поскольку они могут нарастить «мускулы». Януковичу и Тимошенко – раньше, так как они могут потерять. С точки зрения организации и процедуры проведения выборов, чем больше времени предусмотрено на их подготовку, тем лучше.

В бюджете-2009 на выборы заложено 712 млн грн. Хватит ли этой суммы на проведение президентской кампании?

Поскольку выборы главы государства в этом году никто не планировал, денег в бюджете-2009 едва ли хватит на один тур. Закон необходимо менять.

В Центризбиркоме заявляют, что к 25 октября успеют создать госреестр избирателей. Разделяете ли вы этот оптимизм?

ЦИК формально, может, и успеет, но подготовка реестра идет с нарушением всех сроков. Чем больше будет времени на его подготовку, тем качественнее он будет. Подозреваю, что если работа пойдет «стахановскими» темпами, то неточностей будет очень много, а времени на их устранение – в обрез.

Партия регионов настаивает на одновременном проведении досрочных парламентских и президентских выборов. Технически их можно провести в один день?

Без реформирования законодательства провести две досрочные кампании в один день невозможно. Законы, регламентирующие принципы формирования избиркомов, сроки президентской и парламентской кампаний друг другу противоречат. У нас нет средств на проведение в 2009 году президентских выборов, я уже не говорю о парламентских. Это значит, что потребуются изменения в бюджет.

Зафиксировал ли Комитет избирателей новые формы фальсификаций и манипуляций на выборах в Тернополе?

Если раньше люди отказывались от денег, потому что верили в своих лидеров, то сейчас, на фоне общего разочарования, все больше граждан предпочитают денежные знаки. Это показала киевская кампания и частично тернопольские выборы. Непрямой подкуп во время кампании продуктами питания, сетевая раздача денег накануне или непосредственно в день голосования – наибольшие угрозы. Такие технологии, как ни парадоксально, не очень дорогие, но очень эффективные.

Видите ли вы угрозу в применении административного ресурса?

Админресурс будет применяться по-разному. Условно говоря, одного кандидата будут продвигать губернаторы, другого – милиция, третьего – какое-то министерство, четвертого – мэры, пятого – государственные предприятия. Соответственно, каждая группа поддержки кандидатов будет использовать свои административные возможности.

Президент предлагает уже в ближайшее время провести референдум, на который вынести новую редакцию Конституции. Как скоро может состояться такой плебисцит?

По поводу референдума нет никаких привязок по срокам. Если будет изменен профильный закон, то в нем будут выписаны порядок создания инициативных групп, сбор подписей и другие моменты. Пока же не известно, когда такой референдум может состояться.

Можно ли провести референдум одновременно с выборами парламента или президента?

Согласно действующей законодательной базе совмещение референдума с теми или иными досрочными выборами невозможно.

ИСТОЧНИК: Сейчас