Виктор Скопенко: Нет оснований говорить, что коррупции в вузах нет

Людмила Полях   |  Пятница , 15 мая 2009, 13:04
Бывший ректор Национального университета им. Тараса Шевченко – о недостатках тестирования, о том, как поступают в вуз дети депутатов и за что его уволили.

Виктор Васильевич, кто вам звонил с просьбой устроить ребенка в вуз?

Ко мне обращались некоторые депутаты. Среди тех, кто обращался, бывали случаи, что их дети на сессии демонстрировали хорошие знания.

Сколько сейчас нужно заплатить, чтобы стать студентом Киевского института международных отношений?

В последние годы говорили, что нужно заплатить порядка $50 тысяч. Но проверенных фактов у меня нет.

Когда вы были ректором, ваши сотрудники брали взятки?

Нет никаких оснований бить себя в грудь и говорить, что коррупции в вузах нет. Но это единичные случаи, когда преподаватели берут деньги. Нужно говорить и о том, что студенты сами проявляют инициативу в этом плане.

Другой вид коррупции — звонки и знакомства, когда люди просят посодействовать их протеже в поступлении или сдаче экзамена. Беда в том, что разговоров об этом много. Но когда ко мне приходили родители с жалобами и я их просил написать письменное заявление, на основании которого можно начинать служебное расследование, отказывались. А что без заявления я могу предъявить преподавателю?

Чья была инициатива отстранить вас от должности ректора?


К этому я был готов со времен избрания президентом Украины Виктора Ющенко. Во-первых, не поддержал Ющенко на президентских выборах в 2004 году. Во-вторых, решил навести порядок с Киевским институтом международных отношений.

Чтобы убрать человека долго трудиться не надо. Схема классическая. Создается комиссия по проверке финансовой деятельности университета. При желании, всегда недостатки будут. Меня обвинили в нецелевом использовании денег. Это такая формулировка, что ставь ректора к стене.

Да, я давал ежегодно 2 млн грн, заработанных университетом денег, на кредит сотрудникам для строительства или покупки жилья. Но я же это не сам делал. Было решение профкома университета. За это время сотрудники университета смогли купить себе не меньше 100 квартир. Вцепились за землю, что я вроде ее разбазарил. Все это исходило из Секретариата президента.

Вам не предлагали поддержать Ющенко в обмен на спокойствие?

Нет, таких предложений не было. Была встреча в позапрошлом году с президентом Украины, на которой присутствовал Иван Васюник и Виктор Балога. Мне намекали, что я задержался на должности. Я им ответил, что я согласен уйти в отставку, дайте только отметить осенью 2009 года 175-летие университета. Все согласились с этим. Но в апреле 2008 года звонят мне из Секретариата президента с требованием собрать ученый совет. Приехал Виктор Ющенко и на ученом совете зачитал указ о моей отставке. Встал и ушел. Хоть бы предупредил. А ведь в 2007 году Кабинет Министров подписал со мной контракт до 2014 года. Выходит, Ющенко нарушил закон.

А чем вы не понравились народным депутатам Владимиру Ярощуку, Михаилу Поживанову, Валерию Келестину, которые инициировали вашу отставку?

Когда они меня разозлили, я написал в прокуратуру письмо, указав фамилии некоторых депутатов. В письме заявил, что у меня есть факты, что их дети поступили в Институт международных отношений по блату. Эти депутаты и были задействованы в моей отставке. Например, сын Поживанова в 2004 году «блестяще поступил» в Институт международных отношений, имея в аттестате по профилирующим дисциплинам низкий балл. Хотя на каждое место претендовали медалисты.

Дочь Келестина в 2006 году, окончив школу с медалью, тоже «поступает», сдав правоведение на 45 баллов (это 5 баллов по старой шкале оценок). А во время зимней сессии в 2007 году Келестина сдает римское и гражданское право на «4», социологию, историю Украины и теорию государства и права — на «3».

В ИМО также учился сын президента Виктора Ющенко; учатся дети Ивана Васюника и Владимира Литвина. Приблизительно 70 детей депутатов Верховной Рады там учатся. Я знаю, что некоторые преподаватели получали задания на экзаменах не ставить троек этим выдающимся ребятам. А я им мешал, потому что об этом откровенно говорил.

Дети высокопоставленных чиновников, депутатов в ИМО за редким исключением поступали не сами. Кроме ИМО, пользуются популярностью у детей чиновников и депутатов юридический, экономический факультет и институт филологии…

Виктор Васильевич, вы активно критикуете независимое внешнее тестирование. Но оно вроде бы — преграда коррупции?


Я не оспариваю тот факт, что тестирование нужно. Но надо его, во-первых, проводить по закону. Во-вторых, проводить с умом. Например, Министерство образования запрещает нам делать вузовские тесты или собеседования. Как же тогда вузу отобрать студентов из числа тех абитуриентов, чьи баллы в сертификатах одинаковые? Как мы можем проверить знания вчерашнего школьника, его пригодность к обучению в нашем вузе? А вдруг ему просто повезло, и он угадал правильные ответы или зазубрил необходимый объем знаний? Я считаю, что нужно разрешить всем вузам проводить по специальности собеседование, чтобы вуз мог отобрать себе лучших. Нужно что-то делать со льготами, которые позволяют с низким баллом по тестам стать студентом, оттеснив более способного абитуриента.


Справка
Виктор Скопенко родился в селе Новгородка в Кировоградской области. В 1958 году окончил химический факультет Киевского государственного университета им. Т.Шевченко. С 1962 по 1977 год работал на кафедре неорганической химии. 1977—1998 гг. — заведующий кафедрой неорганической химии. 1985-й — назначен ректором Киевского государственного университета.
Доктор химических наук, профессор, академик НАН Украины и АПН Украины, Герой Украины, почетный доктор Ягеллонского, Братиславского, Московского, Черновицкого и Таврического университетов. Автор около 400 научных работ. Почетный гражданин Киева. Женат, воспитывает сына и дочь. Увлекается разведением голубей и рыбалкой.

 

ИСТОЧНИК: Известий в Украине