Ю. Бойко: Если человек должен платить за услуги ЖКХ больше 15% дохода, он перестает платить
Юрий Анатольевич, нынешняя, мягко говоря, непростая ситуация в украинско-российских газовых отношениях возникла не сегодня и не вчера. Помнится, вы еще в начале года предрекали, что достигнутые Юлией Тимошенко соглашения по голубому топливу могут привести к социальной и экономической катастрофе. И, что характерно, похолодание наблюдается не только со стороны России как поставщика газа, но и ведущих западных стран, которые являются и потребителями, и инвесторами. Как вы прокомментируете ситуацию?
Прежде всего, хочу подчеркнуть, что власти необходимо быть более ответственной за энергетическую безопасность страны. Ответственной и прогнозируемой в отношении своих граждан и зарубежных партнеров. Что же на самом деле получается? Президент говорит одно, премьер-министр - другое, а глава «Нафтогаза» – третье. Нет единой позиции ни в стране, ни на внешнем уровне. О каких выгодных соглашениях в таких условиях может идти речь? В правительстве Януковича такого не было.
При всех противоречиях с Президентом премьер-министр Виктор Янукович, осознавая меру ответственности, по ключевым позициям находил выгодные решения для государства. Вот и удавалось практически по всем направлениям добиваться реального прогресса в экономике и в жизни людей. Поэтому, считаю, в первую очередь нужно наводить порядок в своей стране, менять правительство, менять власть, чтобы пришедшие руководители понимали всю степень ответственности за свои действия, в том числе – и за подписание газовых соглашений.
Рядовых украинцев, конечно же, в первую очередь волнуют не макро¬экономические показатели, не то, кто и как будет поставлять нам голубое топливо, а то, будет ли оно у них вообще и по какой цене. По вашему мнению, поднятие цены на газ на 20 процентов действительно является такой уж вынужденной необходимостью? Можно ли было это не только предвидеть, но и предотвратить? И еще: почему так нерационально используется добываемый в Украине газ?
Конечно же, можно и нужно было это сделать. Смотрите, что мы слышали все это время от правительства. Декларации о том, что стоимость газа не изменится. А когда надо было получать деньги от МВФ, поступило требование от этой организации, чтобы цены на газ для населения были рыночными. Ведь что очень важно в стоимости газа, который добывается у нас в стране? Очень важно, чтобы та цена, по которой газ продается, учитывала инвестиционную составляющую, позволяющую увеличивать добычу этого газа. Ведь если мы не добываем больше газа у себя в стране, мы больше денег тратим на его импорт, то есть, кормим другого потребителя, а свою промышленность недогружаем.
Поэтому наиболее реальный выход из этой ситуации, и это, кстати, делало правительство Виктора Януковича, - просто уменьшить налоговую нагрузку на газодобывающие предприятия. Благодаря этому они могли направить высвободившиеся средства на увеличение добычи. А просто тупое поднятие цены ничего не даст. Люди перестанут платить. Мировой опыт показывает, что если человека заставляют платить за коммунальные услуги больше 15 проц. его дохода, то он просто перестает платить. Это не только у нас, это и в Европе, и в Америке - везде.
И каков же выход из ситуации?
Выход - в снижении налоговой нагрузки на газодобывающие предприятия и в увеличении собственной добычи газа.
Юрий Анатольевич, вернемся к газовым отношениям с Россией и западными странами. Мы все видели, какой удар по имиджу Украины был нанесен в январе этого года, когда звучали обвинения в ненадежности нашей страны как партнера-транзитера. Не считаете ли вы, что ситуация может повториться? Да еще если учесть штрафные санкции, которые предусмотрены новыми соглашениями и которыми, слава Богу, пока что Россия не воспользовалась…
Действительно, ситуация, которая складывалась в этом году, да и в 2005-2006 годах, очень серьезно напугала европейских потребителей. Они воочию убедились, что являются заложниками отношений между Украиной и Россией. И если не будет найден прагматичный механизм расчетов, не будет заинтересованности наших партнеров, то следует ждать повторения конфликта.
Потому что контракт, который был подписан в январе этого года, просто не дает нашей стране возможность рассчитаться в полном объеме и использовать наши транзитные мощности так, как это необходимо.
Кстати, о транзите. Вы можете объяснить, почему транзит газа для Украины вдруг стал убыточным? Как получается, что везде в мире это дело прибыльное, а у нас - убыточное?
Объясню. Истоки этого явления надо искать в подписанном 19 января так называемом газовом контракте, когда была установлена беспрецедентно высокая цена газа для нашей страны. Фактически она была процентов на 20 выше, чем в то же время получала Европа. А стоимость транзита российского газа по нашей территории оказалась в два раза ниже, чем аналогичная стоимость в Европе для европейских компаний. Как раз эта ущербность и привела к тому, что транзит газа стал убыточным с учетом стоимости закупки технологического газа для осуществления самого транзита российского газа в Европу.
Это соглашение, пожалуй, можно оценить как самое невыгодное за всю историю независимой Украины. Причем были выставлены беспрецедентно жесткие штрафные санкции к нашей стране по выборке объема газа - 300 процентов от стоимости невыбранного газа летом, и 150 процентов - зимой. И по этому контракту нам нужно платить, если мы не выбрали необходимый объем газа. И в то же время с нашей стороны ни одной штрафной санкции к российским партнерам в случае, если снижается транзит российского газа через территорию Украины, нет. А фактически за первое полугодие транзит газа по нашей территории в Европу снизился в 1,7 раза по сравнению с объемами прошлого года. Но ни одной штрафной санкции наши горе-руководители не заложили с тем, чтобы их можно было предъявить нашим партнерам для восстановления справедливости.
Вы нарисовали прямо-таки безрадостную картину. А что предлагаете? Есть ли механизм, который изменил бы сложившееся положение в позитивную сторону?
Не нужно изобретать велосипед. Необходимо взять за основу, например, контракт между российским «Газпромом» и немецким «Рургазом» или французским «Газ де Франс». И перенести эти условия как в части платежей, так и в части транзита в наши договоренности. Тут не надо ничего особенно придумывать. Эти контракты отработаны и отшлифованы десятилетиями. Необходимо также навести порядок у себя в стране. Прежде всего – в вопросах субсидий и разницы между теми ценами, по которым закупается импортный газ и продается для теплокоммунэнерго. А людям, которые не могут оплачивать повышенные тарифы, нужно выделять субсидии из бюджета, как это делается в других странах.
И еще. Чтобы зафиксировать количество транзита газа через нашу территорию, нужно создать международный консорциум между Украиной, Россией и ЕС. Этот консорциум должен работать на нашей газотранспортной системе и гарантировать ее загруженность и транзитные платежи, достаточные для того, чтобы ГТС была реконструирована. Ну, то есть так, как уже работают системы в Германии, Голландии, Дании и других странах. Иными словами, нам нужно, исходя из принципов работы Евросоюза, реформировать наш газовый рынок и наши отношения с ЕС и Россией. Иного пути нет.