Академик Константин Сытник: Мы едим продукты с ГМО и не знаем об этом

Анна Гончаренко  |  Понедельник , 7 сентября 2009, 17:58
Почетный директор Института ботаники НАН Украины – о глобальном потеплении, опасных растениях и о том, что будет с украинцами, употребляющими продукты с ГМО.

«Страшилки» о глобальном потеплении рассказывают нам давно, но тут же утешают: будет это нескоро. Однако уже сейчас слышны первые «звоночки» надвигающихся перемен. Климат в Украине с каждым годом становиться засушливее и, по прогнозам экспертов, не за горами то время, когда «черное золото» Украины – черноземы – сменятся на скудные пески пустыни. Вот тогда нам и понадобятся наработки специалистов нашего времени, чтобы заставить эти пустыни цвести.

Константин Меркурьевич, последнее десятилетие весь мир говорит о глобальном потеплении. Насколько меняется климат в Украине?

Действительно, есть глобальное потепление климата на всей планете. А в Украине климат с каждым годом становится все более засушливым. Именно поэтому на юге нашего государства будут появляться пустыни и затем постепенно передвигаться на север до самой Белоруссии. Это случится непременно, поэтому ботаникам нужно следить за поведением дикорастущей флоры, а агрономам уже сегодня выводить новые сорта культурных растений, которые смогут выжить в климатических условиях будущего. Для этого могут подойти страны, в которых климат сегодня такой же, какой будет в Украине через много лет.

К сожалению, государство об этом не думает. Конечно, агрономы и ботаники занимаются выведением новых сортов растений, но не в той мере, в какой необходимо. Делать это нужно очень быстро и активно. Власть и наука должны быть готовы к предстоящим изменениям.

Смена климата как-то отражается на наших растениях?

Конечно! Биологи систематически проводят исследования того, какие растения исчезают за десятилетие, а какие появляются. Также выясняют, почему растения исчезают: из-за климатических или экологических изменений? Но, мне кажется, этого все равно недостаточно. Биологи, геологи и экономисты должны лучше изучать процессы изменения флоры, начиная от юга страны, постепенно подходя к Кировограду и Черкассам. Постоянный мониторинг должен вызывать у ученых конкретные предложения для того, чтобы сохранить нашу растительность.

Первый способ защитить исчезающие растения – убрать причины их исчезновения. Второй – перенести их в ботанические сады, академии наук и так далее. Третий – заменить исчезающие растения новыми. Но в последнем случае нужно быть очень осторожным, ведь новые растения могут потеснить уже прорастающие на данной территории.

Есть ли в Украине такие растения, которых раньше не было?

Существует такое понятие, как «инвазия» – проникновение растений из других стран. У нас есть бесчисленное число растений, которые пришли к нам из России, европейских стран, США. Среди них есть и очень опасные для человека. Они выделяют пыльцу, вызывающую аллергические реакции. Эти растения появились относительно недавно. Они занесены разными путями: птицами, человеком, когда он перевозит семена, кораблями, самолетами и так далее. Конечно, у нас есть карантинная служба, которая борется с такими явлениями, правда, не так хорошо, как хотелось бы.

Можно ли спасти киевские каштаны? Говорят, они погибают…

Во-первых, те каштаны, которые отжили свой век, нужно немедленно уничтожить. Многие из этих деревьев опасны для жизни прохожих потому, что могут в любое время упасть. Во-вторых, необходимо провести профилактику деревьев. У киевских каштанов есть грибковые заболевания, недостаточное количество определенных микроэлементов. Есть еще один опасный маячок: в последние годы у большинства каштанов, особенно растущих вдоль оживленных дорог, листья уже в июне месяце начинают желтеть и опадать. Эти деревья больны, они загрязнены выхлопами машин.

В Киеве давно пора перейти на бензин, который имеет октановое число, дающее меньшее количество вредных выхлопов. Я занимался проблемами экологии в Нью-Йорке. В институте мы ставили интересный эксперимент: в специальной камере сравнивались старые и новые машины. Когда работала новая машина, я пил кофе. Когда же там работал такой автомобиль, которые мы видим каждый день на киевских улицах, то больше двух секунд в камере находиться было невозможно.

А как насчет растений с ГМО? Широко ли они распространены в нашей стране?

Думаю, что да, и это очень плохо. В нормальных развитых странах нет такого количества продуктов с ГМО, как в Украине. У нас нет даже закона, который регулировал бы содержание ГМО в продуктах. Я был автором первого подобного законопроекта. Приняли его только в первом чтении, до второго дело так и не дошло. Правда, у нас есть постановление Кабмина, которое в какой-то мере регулирует этот вопрос. Сводится оно к тому, что в любом продукте, который продается, должно быть не больше 0,9% ГМО. Но для этого нужно, чтобы в каждой области Украины была лаборатория, которая может провести соответствующую проверку. Я знаю только одну такую лабораторию, она находится в Киеве.

Пока что украинцы едят шоколад, рис, картошку и другие продукты с ГМО. Но мы об этом не знаем потому, что не можем прийти в магазин и увидеть на этикетке процентное содержание ГМО или их отсутствие. Зарубежом, наоборот, почти на каждом продукте есть указание процентного содержания ГМО. В Украине должны определить хотя бы виды растений с ГМО, которые можно допустить к продаже. Такой перечень уже составлен в России.

Сегодня в нашем государстве выведен генетически модифицированный сорт картофеля с защитой от колорадского жука. В картофеле содержится белок, ядовитый для этого вредителя. Но многие эксперты шутят, что если он ядовит для колорадского жука, то уж тем более ядовит для человека. Есть данные о том, что у многих людей после употребления генномодифицированного картофеля появляется аллергия, нарушается кишечная деятельность. Но мы народ какой? Покупаем все и едим без разбора!

В чем опасность продуктов с ГМО?

Самая большая опасность в том, что современная наука не может сказать об отдаленных последствиях употребления таких продуктов. В первом поколении опасности может не быть, но не известно, что случится со вторым-седьмым поколениями. Гены от продуктов могут перейти к человеческому организму.

Константин Меркурьевич, а как Вы отнеслись к желанию Вашего сына, Николая Вересня, заниматься журналистикой? Не сподвигали ли его идти по своим стопам?

Мой старший сын пошел по моим стопам. Он стал кандидатом биологических наук по моей специальности «физиолог растений». А вот Николай с юности интересовался гуманитарными науками. Когда ему предложили работать на радио, он согласился. Сейчас ему уже поздно идти моим путем, но он и без того достиг многого в сфере журналистики. Я горжусь своим сыном и желаю ему дальнейших успехов.

Как Вы оцениваете то, что сейчас происходит в парламенте? Нужна ли нам такая Рада?

Я был депутатом четырех созывов и видел самых разных политиков. Но таких нардепов, как в этом созыве, еще не было. Я не хочу никого обижать потому, что среди 450 человек всегда найдутся хорошие, добрые люди. Но сейчас их меньше, чем раньше. Тогда депутаты работали сильнее, глубже. Они были более принципиальными и требовательными. Сегодня большинство из них поверхностные и равнодушные.

Более того, у депутатов просто нет совести. Нельзя получать огромную зарплату и месяцами практически ничего не делать! Неужели так сложно отобрать из тех четырехсот законопроектов, которые лежат в ВР, самые необходимые, и проголосовать их?! Ведь государство терпит убытки с каждой секундой задержки их принятия.

Виктор Ющенко много раз нарушал Конституции, но сейчас, на его месте, я бы распустил Верховную Раду за бездеятельность. Народ бы его понял. Или, если у нардепов есть совесть, то они должны самораспуститься. Может, наконец, народ выберет лучших…
 

ИСТОЧНИК: ForUm’а