Ольга Деменко: Школа обязана отчитаться, на что идут деньги родителей
Жители некоторых районов Харькова, в частности в Октябрьского, столкнулись с проблемой устройства ребенка в детский сад. В дошкольных учебных заведениях не хватает мест для всех желающих. Что делать родителям, если им отказали в приеме?
Действительно, самый проблемный район в этом смысле – Октябрьский. Коммунальные детсады там не строили, поскольку хватало ведомственных. Но ведомственные позакрывались, и образовался жесточайший дефицит. Поскольку мы берем детей в группы с двух лет, родителям необходимо пойти и зарегистрировать малыша в детском саду по месту жительства. Для этого необходимо написать на имя заведующей заявление с просьбой о зачислении. Даже если вам скажут, что мест нет, есть закон «Об обращениях граждан», в соответствии с которым каждого обратившегося обязательно должны зарегистрировать!
После всех случаев с гибелью детей многих родителей очень волнует вопрос прививок. Многие просто боятся их делать.
К этому вопросу нужно подойти взвешенно и со всех сторон: посоветоваться с педиатрами, прочитать соответствующую литературу. Но с ходу отбрасывать саму идею вакцинации неразумно. Так вы рискуете здоровьем своего ребенка. К тому же без прививок его не возьмут в детский сад - это закреплено законом. Ведь малыш, как губка, соберет все возможные инфекции – у него просто не будет против них иммунитета! Но если вы хотя бы начнете делать прививки, и по графику нескольких не будет хватать, то с медиками этот вопрос можно будет решить.
Скажите, что вы думаете по поводу новой программы занятий физкультурой в школах?
Эта программа неплоха. Но получается, что «хотели как лучше, а вышло, как всегда». Нет четкой системы, все расписано только в общих чертах – решают школьники, родители, учебное заведение. Полнейший разброд! Представьте, что будет, если из 30 детей каждый захочет выбрать свой модуль? А каково учителю физкультуры, у которого на уроке одновременно присутствуют здоровые ученики, ребята с некоторыми отклонениями и больные - как одновременно с ними заниматься? Плюс база для преподавания теории – неплохо бы издать соответствующие методические пособия! Кроме того, государству следовало бы подумать о развитии материально-технической базы школ. Но сейчас, поскольку программа уже утверждена, мы не можем просто взять и от нее отказаться. Посмотрим, что можно внедрять в жизнь, а что - нецелесообразно.
В этом учебном году учащимся 11-х классов предстоит сдавать внешнее тестирование. Как проследить за всеми вносимыми в правила изменениями?
В последние годы наши выпускники стали в определенной степени «подопытными кроликами». К сожалению, «наверху» заранее ничего четко не продумывали и не просчитывали… Что же касается информации о тестировании, я свяжусь с директором регионального центра оценивания качества образования Александром Сидоренко и обсужу с ним все вопросы. А уже центр займется разъяснительной работой.
Есть еще одна проблема – сдавать тесты придется на украинском?
Я уверена, что уже в недалеком будущем этот вопрос тоже будет решен!
Многих родителей волнует вопрос сбора денег на нужды школы. Уже в начале года от родителяе первоклассников потребовали сдать по 370 грн, затем - еще около 400. Скажите, о каких конкретно суммах может идти речь?
Действительно, суммы очень большие - я согласна, что школы иногда перегибают палку. Но мы будем держать сборы денег на контроле, чтобы все было четко и прозрачно. К тому же не учителя должны определять, сколько нужно средств, а родители. Вы должны четко спрашивать, на что уходит каждая копейка, а школа обязана отчитаться. Как вы знаете, в последние два года ряду учебных заведений выделили из городского бюджета крупные суммы на ремонт. Но эти средства идут на приведение в порядок коридоров, туалетов, лестниц – всего того, что школа самостоятельно сделать не сможет. За помощью в ремонте кабинетов, к сожалению, приходится обращаться к родителям.
Ольга Ивановна, как вы относитесь к установке кнопок вызова милиции в детских садах?
У меня по этому поводу неоднозначное мнение. Такая система имеет смысл, когда в садике хороший забор, крепкие ворота с замком. В противном случае толку от нее немного. Что это даст, вам объяснили? Милиция и так должна приезжать в детсад по первому звонку. К тому же, подозреваю, «тревожная кнопка» стоит достаточно дорого. Может, деньги лучше потратить на благоустройство детской площадки или павильона, ремонт забора, а потом уже думать о сигнализации? Проблемы необходимо решать снизу вверх, по мере их значимости, и кнопка далеко не на первом месте. Так что я не на 100 % поддерживаю эту мысль.
К вопросу об учебниках. Скажите, всем учащимся их хватает?
В целом учащиеся 1 - 11 классов получили примерно 95 % учебников. Но это «средняя температура по больнице». Начальная школа обеспечена на 100 %, а вот, к примеру, 9-м классам, которые первыми учатся по 12-летней программе, выдали только по 4 - 5 книг из 20 необходимых.
Остальные придется покупать самостоятельно?
Вы даже не сможете этого сделать! Этой литературы просто нет в природе. Вот уже девятый год подряд одна и та же картина... Дети с трудом получают учебники к ноябрю или даже декабрю. А ведь 9-е классы - выпускные! Им предстоит в конце года сдавать государственную итоговую аттестацию и получать свой первый документ - о неполном среднем образовании. И те два месяца, когда школьники не могут работать полноценно, отражаются на качестве обучения. Да, многие учителя вышли из положения, найдя материалы в Интернете и распечатав их, но зачем открывать Америку?
По нынешней системе Киев должен напечатать литературу для всех девятиклассников и разослать по стране. Но не проще ли прислать макеты в электронном виде, чтобы регионы сами напечатали необходимое количество литературы? Харьков смог бы обеспечить книгами и себя, и даже другие области.