Ирина Акимова: Бюджет от Тимошенко опасен и для населения, и для бизнеса

Нина Новикова  |  Среда , 23 сентября 2009, 17:16
Министр экономики в оппозиционном правительстве - о проекте госбюджета-2010, представленном правительством Тимошенко.

Министр экономики в оппозиционном правительстве и народный депутат от Партии регионов Ирина АКИМОВА известна не только как серьезный экономист, но и как один из главных критиков финансово-экономической деятельности нынешнего Кабмина.

Ирина Михайловна, вам понравился проект бюджета?

Скажу сразу, что бюджет 2010 года будет нереальным.

Почему?

Потому что большие сомнения вызывает уровень дефицита бюджета. Он запланирован примерно в 4 проц. Напомню, что к концу 2009 года дефицит бюджета вместе с НАК «Нефтегаз» и рекапитализацией банков будет составлять 11-12 проц. За счет чего правительство собирается в три раза снижать бюджетный дефицит? Где эти инструменты? Мне бы очень хотелось на них посмотреть.

А кроме дефицита?

Вызывает тревогу и показатель государственного долга. Юлия Тимошенко заявила о том, что уровень государственного долга в 2010 году будет снижен и составит около 30 проц. ВВП. Но давайте посмотрим на вещи трезвым взглядом. К концу 2009 года, уровень государственного долга будет составлять примерно 36 проц. ВВП - втрое больше, чем полтора года назад. Тимошенко является чемпионом по наращиванию госдолгов. В следующем году нужно будет дополнительно профинансировать бюджетный дефицит и государственные гарантии на сумму порядка 90 миллиардов гривен. При этом, по самым оптимистичным расчетам, уровень государственного долга может составить порядка 390-392 миллиардов гривен, то есть больше 40 проц. ВВП. Такие темпы роста госдолга вызывают большие опасения. Такими высокими темпами обычно движутся в сторону дефолта. Очень не хотелось бы, чтобы Украина была втянута в этот сценарий.

Что еще в проекте бюджета-2010 заслуживает особого внимания?

То, что еще никогда главный финансовый документ страны не предполагал такого фантастического масштаба ручного управления экономикой. Во-первых, правительство хочет присвоить себе право самостоятельно увеличивать объем государственного долга, изменять показатели государственного бюджета, предоставлять кредиты Пенсионному фонду и местным советам.

В связи с этим возникает вопрос: чьи же деньги собирается распределять правительство?

В том-то и дело. Если это деньги лично Юлии Тимошенко - нет проблем. Но если это государственные деньги, то право увеличивать государственный долг и бюджетный дефицит Кабинету Министров может предоставить только парламент, который принимает изменения к бюджету. И то в случае, если для этого есть объективные причины. Ручное управление экономикой - это характерный стиль Тимошенко в области государственного управления.

Юлия Тимошенко заявила, что бюджет 2010 года - это бюджет развития. Так ли это?

Вот вам одна цифра: доля расходов на развитие в бюджете 2010 года составляет 17 проц. В бюджете 2009 года она составляет 20 проц. Как же в таком случае бюджет 2010 года можно называть бюджетом развития? В бюджете-2010 в расходы на развитие, помимо всего прочего, вошли, например, компенсация разницы между ценами и тарифами на газ для НАК «Нефтегаз Украины». Вряд ли это можно назвать расходами развития. Денег на развитие не было, их и не будет. Но это еще не все. Как можно выделять дотации различным отраслям? Их можно выделять из бюджета напрямую. Как правило, это очень прозрачный процесс. В таком случае легко понять, куда идут деньги. Можно выделять дотации в часть государственных гарантий займа.

Так вот, в бюджете 2010 года Тимошенко предлагает сократить прямые дотации. Например, угольщикам и «Укравтодору» прямые дотации сократят на 10-12 проц. по сравнению с текущим годом. То есть не будет у нас дорог к Евро-2012. Зато предлагается инструмент выдачи государственных гарантий под кредиты. Мы помним историю выдачи государственных гарантий на 10 миллиардов гривен непонятным канадским и австрийским фирмам на так называемую реформу медицинского обслуживания. Это произошло в августе. Как правило, механизм выдачи государственных гарантий очень нетранспарентен - там легко манипулировать средствами, легко выбирать в ручном режиме, кому предоставить кредит, который будет выдавать государство.

А как вы отнеслись к заверениям премьера, что реформистский характер бюджета 2010 года связан с реформой в местных бюджетах?

Хочу задать встречный вопрос: в чем же реформа? Реформа состоит в том, что без преодоления вето Президента в положения Бюджетного кодекса были внесены положения закона о бюджете 2010 года. Это противоправный путь решения вопроса. Что же предлагается местным советам? А предлагается только одно - выстроиться в очередь в Кабинет Министров всем руководителям, начиная от уровня районных советов, за получением решения, утверждающего их бюджеты. Это означает только одно: приходи в Кабмин, проси, и если ты лоялен - получишь то, что просишь.

Принятие этого бюджета опасно и для населения, и для бизнеса, и для местных советов, и для страны в целом.

ИСТОЧНИК: MIGnews.com.ua