Юрий Коровайченко: Наши люди умеют обходить нормы

Пятница , 25 сентября 2009, 16:14
Заместитель директора департамента высшего образования МОН Украины – о внешнем тестировании, коррупции в вузах и проблеме льготников

Юрий Николаевич, проведение внешнего тестирования и вступительной кампании каждый год шлифуется. Будут ли в ней перемены в следующем году?

Поскольку были жалобы на то, что мы не даем школьникам закончить полный цикл среднего образования, министерство приняло решение о переносе сроков начала и окончания внешнего тестирования. Теперь начинаться оно будет 1 июля, а заканчиваться — 25-го, после окончания занятий и аттестации в общеобразовательной школе. Сроки, конечно, сжатые, но выпускники успевают уложиться. В связи с этим поступление в вузы тоже отодвинется на август. Прием документов начнется 1 августа, закончится — 15-го, а в это время будут проходить вступительные экзамены для тех, кто имеет право не сдавать тесты (дети-инвалиды, военнослужащие, которые вернулись из армии или люди, обучавшиеся за границей). После этого вузу дается несколько дней на проведение конкурсного отбора, а дальше — пять дней для подачи оригиналов сертификатов и еще пять дней на движение абитуриентов. Еще три дня мы выделим на зачисление контрактников. Последняя дата — 30 августа, после этого ставится жирная точка, и до 10 сентября все учебные заведения всех форм собственности должны предоставить нам приказы о зачислении. Как и в прошлом и позапрошлом году, они непременно будут проверяться.

Можете рассказать о результатах проверок?

Окончательных результатов по этому году еще нет, а по прошлому могу сказать, что 36 учебных заведений провели прием абитуриентов без сертификатов или с результатами ниже 124 баллов.

И каковы последствия?

Детей мы в таких случаях не трогаем, если сам вуз их не отчислил. Хотя это зачисление произошло на основании неправдивой информации, и, значит, есть все основания для отчисления. А вот руководители учебных заведений были наказаны. На тех, кто находится у нас в подчинении, были наложены взыскания. Дела тех, кто нам не подчиняется, были вынесены на рассмотрение Государственной аккредитационной комиссии — кто-то лишился лицензии, у кого-то были уменьшены объемы лицензии, приостановлено рассмотрение их аккредитационных дел. В общем, неприятностей было достаточно. Я думаю, что в этом году количество подобных нарушений уменьшится на порядок, а скорее всего, их не будет вообще.

А как вы оцениваете ситуацию с огромным количеством льготников, появившихся в этом году?

Действительно, ситуация с ними вызвала большой общественный резонанс. Но на самом деле проблема несколько преувеличена. Например, по учебным заведениям Министерства образования количество льготников в прошлом году составляло 10 тыс., а в этом — 12 тыс. Эти две тысячи появились в результате принятия закона о повышении престижа труда шахтеров. Количество абитуриентов, воспользовавшихся льготой, составило 4.5% от всего числа поступающих в вузы МОН, а в прошлом году их было 3.7%. И говорить о том, что это катастрофа, нельзя. Другое дело, что многие документы, дающие право на льготы, вызывают подозрения. Чтобы разрешить эту ситуацию, было принято решение подключить к проверке таких документов правоохранительные органы. Мы передали все наши материалы по каждому учебному заведению в Генеральную прокуратуру. Сейчас они уже закончили проверку по Киевскому национальному университету им. Т. Шевченко и работают в Киевском педуниверситете им. Н. Драгоманова. Предварительно могу сказать, что уже выявлены отдельные факты подачи недостоверных документов. Параллельно с этим Министерство здравоохранения проверяет медицинские справки.

А как именно проверяют документы и справки?

Генеральная прокуратура приходит в учебное заведение, берет дела льготников, оттуда изымаются все справки, делятся на категории. У нас десять групп льготников, три из них наши — призеры международных олимпиад, призеры IV этапа всеукраинских олимпиад и призеры III этапа всеукраинских конкурсов Малой академии наук. Но мы всех этих детей знаем в лицо. И тут никаких манипуляций быть не может. У нас есть все списки, а у детей — грамоты, подписанные министром. Короче говоря, тут ничего не подделаешь. Что касается остальных семи категорий, то органы контроля проверяют и документы, и учреждения, выдавшие такой документ.

А самих детей будут как-то повторно проверять, посылать на медкомиссию, например?

Как можно проверить ребенка? Если он инвалид, то тут никакой справки не надо, это, в общем-то, и так видно.

Дети с фальшивыми справками будут отчислены?

Мы будем на этом настаивать. В отдельных случаях возможно и возбуждение уголовного дела, в том числе и против тех, кто такие справки выдавал. Врач должен быть лишен права лечить, социальный работник — заняться другим делом.

Все знают, что проблема с льготниками возникала в самых престижных вузах и на самых престижных факультетах. Можно ли решить ее, введя определенные квоты?

Есть правовые нормы, которые нарушать нельзя. Квота может быть установлена правилами или условиями приема, но эти нормативно-правовые акты по уровню ниже закона. А в законе ничего о квотах не сказано. Значит, никаких квот быть не может в принципе.

Получается, что в следующем году ситуация не изменится?

Изменится. В условиях приема, которые мы сейчас разрабатываем и надеемся принять, будет прописано право льготника воспользоваться льготой только в том случае, если он подает в вуз оригинал сертификата. То есть он должен сразу определиться, в какое учебное заведение он хочет поступать. А мы заранее будем знать, где сконцентрировано наибольшее количество льготников. И чтобы «разрулить» эту ситуацию, будем направлять туда госзаказ на большее количество мест.

Что касается госзаказа, есть ли уже какой-то план на следующий год?

В прошлом году была попытка уменьшить объемы госзаказа, однако пришлось добавлять, особенно по образовательно-квалификационному уровню специалиста и магистра; затем добавили места, связанные с поступлением на бакалавриат младших специалистов. Но, надо сказать, эта проблема тоже несколько надуманная. В Украине специфическая демографическая ситуация. До 2012 года количество мест в лицензированных вузах практически в два раза превысит количество выпускников. Ясно, что вначале «поплывут» непопулярные частные учебные заведения, потом менее престижные и известные вузы. И так постепенно мы придем к европейским нормам количества учебных заведений.

Сегодня наблюдается больший интерес молодежи к техническим специальностям, чем раньше. Люди осознали, что в стране есть потребность в инженерах?

На самом деле общественное сознание значительно отстает от реалий экономики. И это происходит в любом обществе. Поэтому ажиотаж вокруг экономических и правоведческих специальностей пока все еще сохраняется. Хотя мы и объясняем, что идти туда не надо — работы не найдете. Какой смысл учиться пять лет, чтобы потом переучиваться? Часть общества это уже поняла, и поэтому начали расти конкурсы на технические специальности в тех отраслях, которые могут быть востребованы в Украине: перерабатывающей, сельскохозяйственной. В региональных вузах конкурсы на экономические и правоведческие специальности постепенно уменьшаются. Но Киев остается Киевом. Здесь конкурсы пока огромные.

Руководство МОН заявляло, что в этом году не было звонков на горячую линию с сообщениями о случаях коррупции в вузах. Значит ли это, что таких случаев не было?

От коррупции в вузах, к сожалению, пока никуда не денешься. И она имеет место даже при введении внешнего тестирования. Ну взять хотя бы историю с фальшивыми льготами: люди нашли способы обойти общепринятые нормы! И, знаете, никакие силовые методы здесь не сработают. Пока у нас не появится культура выбора профессии, как на Западе, это будет происходить. Там человек идет учиться на определенный факультет, потому что это мечта его жизни, он хочет работать именно в этой сфере. А у нас подают документы на двадцать факультетов, потому что абитуриентам все равно где учиться. У них очень низкий уровень мотивации. Это скорее мотивация их родителей. Но уровень коррупции в учебном процессе стал значительно ниже за счет введения Болонской системы. Здесь студентам уже сложнее, ничего не делая целый семестр, сдать экзамен за взятку — система ведь построена на постоянном контроле знаний в течение семестра. Хотя наши «талантливые» дети иногда и тут находят выход из положения.

Напомним, что ректор Киевского национального университета им. Шевченко Леонид Губерский считает, что проявлять заботу о льготниках государство должно не за счет одаренных детей

ИСТОЧНИК: Комментарии