Виктор Янукович: Тимошенко занимается не своим делом

Вторник , 29 сентября 2009, 17:45
Лидер Партии регионов - о политической борьбе, работе в оппозиции, предстоящих выборах и взаимоотношениях с Россией.

За последние несколько недель Вы сделали ряд заявлений. Это - заявления о строительстве системы европейской безопасности исключительно совместно с РФ, о необходимости признать независимость Абхазии и Южной Осетии, об официальном статусе русского языка и т.д. Как далеко Вы готовы пойти, чтобы улучшить отношения с Россией?

Я бы сделал некоторые уточнения. Я готов говорить о том, что мы всегда должны находить консенсус с Россией по взаимовыгодным вопросам. Я всегда прежде всего буду защищать интересы Украины. Например, мы заинтересованы поставлять в Россию мясомолочные продукты. А интерес России в этом большой или нет? Я Вам скажу: России могут эти продукты поставлять и другие страны. Аналогичные ситуации возникают на рынке металла. Россия - мощный игрок на мировом рынке металлопродукции. А Украина тоже не слабый. Если мы начинаем друг с другом жестко соревноваться, теряют и Украина, и Россия. Наши товаропроизводители давят на власть: «Смотрите – нас зажимают квотами в России, нам не дают на российский рынок идти, а мы пускаем Россию, давайте и мы их не будем пускать.» И вот давление российских товаропроизводителей на свое правительство точно такое, как и у нас. Приходит ко мне, допустим, директор металлургического завода имени Ильича Владимир Семенович (Бойко). Говорит: «Мне начали антидемпинговое расследование, мне рубят мою продукцию, не дают в Россию поставлять. Виктор Федорович, помогите.»

Подымаю трубку, начинаю говорить. Потом начинаем смотреть, где нам найти баланс интересов. Это – постоянный процесс нормальных межгосударственных отношений. Мы же начинали с Россией работать, и внешнеторговый оборот у нас с Россией был около $ 17 млрд, а закончили, я имею в виду мое правительство, с оборотом более $ 30 млрд.

Сейчас началась общенациональная рекламная компания, Ваша в том числе, где Вы говорите, что услышите каждого. Однако три года мы Вас почти не слышали, видели нечасто. Чем Вы занимались эти три года?

Это ваша точка зрения. У меня немножко другая. Я вам подарю книги, которые документально подтверждают, чем я занимался все это время. Это – сборник моих статей и выступлений. Вмешиваться в спор между Тимошенко и Ющенко – пустая трата времени. В начале 2005 года занял взвешенную позицию. Я сказал: мы не будем мешать этой власти эффективно работать. И сейчас, через пять лет, я повторил то же самое. Если бы 5 лет назад оранжевая команда начала эффективно работать, у меня бы не было сегодня никаких вариантов с ними конкурировать. Я бы был вообще-то неконкурентоспособным. Но 5 лет планомерно, стабильно власть занималась популизмом, обещаниями, которые не выполняла.

То есть, я с Вами не согласен, что меня не было слышно. Мы выиграли выборы 2006 года. Нас услышали. Услышали простые люди. Мы выиграли парламентские выборы 2007 года. Нас услышали люди.

Лидер оппозиции очень часто критикует власть. Когда Тимошенко была в оппозиции, ее было видно постоянно, она критиковала по любым вопросам, а Вы так часто этого не делали, отсюда и такой вопрос.

Как говорят, кто на что способен. У кого какие таланты. У нее таланты критиковать и быть эффективным оппозиционером, это ее профессия. А сейчас она занимается не своим делом. Это не ее дело. Она не могла в 2005 году показать работу правительства. Экономика упала. До этого рост был 12,6%, к концу года - 2,5 %. Что это за правительство?

Мы же помним эйфорию, которая была до средины 2005 года. Реверансы друг другу - Ющенко и Тимошенко. А потом вдруг со второго полугодия сразу изменилась тональность их отношений. Почему? Абсолютно все понятно. Тимошенко поставила для себя задачу - конкурента Ющенко убрать со своего пути на электоральном поле, на котором они вместе находились. Это внутренняя конкуренция, которая переросла в разрушение экономики, в разрушительные действия власти по отношению к стране.

В 2005 году как они пришли к власти? Решением суда. Авантюра? Авантюра. Давайте называть вещи своими именами. Что, в законах Украины был третий тур? Конечно, не было. Пять лет прошло. За 5 лет в судах доказано, что была фальсификация выборов Януковичем в 2004 году? Они ничего не доказали. Мы запросы давали в Генпрокуратуру, в суды, и мы набрали примеров фальсификации, условно говоря, в 10 тыс. (голосов). А ведь разрыв был 960 тыс. (голосов). В 2006 году все оранжевые партии проиграли нам парламентские выборы.

Ситуация, которая была уже в 2007 году, - безудержное желание любыми путями, даже ценой дестабилизации ситуации в стране, даже ценой обнищания народа, убрать конкурента со своего пути – Януковича. Какое решение принял Президент? Разогнать парламент. Под воздействием кого он это сделал? Пакет документов, что и как нужно делать, ему вручила Тимошенко. И она, условно говоря, водила за руку его, когда он подписывал эти указы. И управляла этим процессом.

Ей нужна была власть для того, чтобы въехать на Банковую - из кабинета премьер-министра в кабинет Президента. Чем руководствовался Ющенко, когда дал согласие на назначение Тимошенко премьер-министром? Спросите его. Я думаю, он не ответит. А я скажу, он руководствовался огромным желанием во что бы то ни стало победить Януковича. Ему не Януковича побеждать нужно было, а Тимошенко, потому что на его электоральном поле была конкурентка, которая его победила и по сути говоря, уничтожила его как Президента. 2007 год, как бы по привычке, они пошли по беспределу, в нарушении законов Украины, они пришли к власти.

На сегодняшний момент основная конкуренция только между двумя политиками – Вами и Тимошенко. И, в общем-то, у вас более-менее равные шансы стать президентом.

Мне кажется, у Вас плохо с арифметикой. Ну очень плохо.

Хорошо. У Вас самые высокие шансы стать президентом, а Тимошенко дышит Вам в спину.

Это определение более точное.

Чем Ваше правление будет отличаться от правления Тимошенко?

Вот все, что делала Тимошенко, я все буду делать наоборот. Во-первых, что сделали Тимошенко и Ющенко? Они уничтожили государственность. Я ее восстановлю. Я восстановлю законность на территории Украины. Второе: они разрушили всю вертикаль государственного управления исполнительной власти. Я восстановлю ее. И подниму дисциплину на высочайший уровень. Я никогда не пойду на такие разрушительные шаги в отношениях с Россией, как это было сделано ими.

Партия регионов и БЮТ остаются крупнейшими политсилами. А не лучше было бы сейчас, или раньше, создать ситуативное большинство, спасти страну от кризиса, а потом уже разбирайтесь между собой?

Разве мы против? Но Тимошенко не думает о спасении страны. Она думает о том, как выиграть выборы. Если бы она предложила программу борьбы с кризисом и предложила бы на партнерских началах объединить усилия вокруг этой программы, разве мы бы отказались? У нее на первом месте стоят вопросы политические, ее рейтинг. Вот она сейчас собрала более тысячи председателей сельсоветов и пообещала им увеличить бюджеты в несколько раз. Зачем она это делает? Спрашивает: «У вас сколько было в бюджете? 300 тыс. грн., а сейчас 9 млн. грн. Вы что, против?» Кто скажет против? Вы задайте другой вопрос: вы верите, что это реальный бюджет? И те, кто были ослеплены этим «ходом факира», скажут нет. То, что закладывает Тимошенко, это нереально. В этом году мы будем иметь минимум минус 40 млрд. грн. к бюджету 2008 года, а на следующий год мы будем иметь к бюджету 2009 года еще минус 30 млрд. грн. Это реально.

Вот в последнее время Тимошенко опять начала рассказывать: «Мы выросли, у нас идет рост в промышленности.» Я не знаю другого человека такого, который может так беспредельно врать.

То есть Вы не видите никакой возможности в будущем сотрудничества с Тимошенко?

Если во время избирательной кампании у нее появится здравый смысл, мы не против сотрудничества. Мы не будем вспоминать старые дела ни с кем из наших оппонентов. Все, что касается выхода из кризиса, экономики, мы готовы по этим вопросам объединяться со всеми без исключения.

У Вас в партии есть очень влиятельные люди - Ринат Ахметов, Борис Колесников и т.д. Вы не боитесь стать заложником их бизнес-интересов? Есть ли у Вас рецепт личной независимости?

Когда кто-то из любителей интриг пытается разыгрывать эту карту, это вызывает смех как с моей стороны, так и со стороны Рината Ахметова. Мы не один десяток лет знаем друг друга. Мы вместе много лет. Мы вместе создавали Партию регионов.

В этом никто не сомневается. Речь о другом. Вы как политическая единица, если станете президентом, так или иначе, попадаете в зависимость от крупного капитала. Как Вы защитите свою личностную свободу?

Я прожил непростую жизнь. Непростую! Мой опыт убедителен. Вы не найдете в Украине человека, который скажет, что Януковичем можно управлять.

Вот Вы участвуете в политической борьбе, выслушиваете не всегда приятные вещи, в том числе и от нас, а могли бы играть в теннис, ходить на рыбалку. Зачем Вам все это надо?

(Смеется.) Ребята, я себя не помню вне борьбы. Когда кто-то говорит: «Янукович слабый» - или еще что-то, ну это говорят те, кто не попал мне в руки. Почему? Потому что меня некому было защищать. Я вырос на улице, вырос без родителей и я всю жизнь за себя боролся. Когда я стал руководителем, нужно было бороться за предприятие. Я построил первое предприятие, которое до сих пор живет, это было 30 с лишним лет назад. Я пришел в область в тот период времени, когда экономика лежала. 70% предприятий были убыточные. Долги по пенсиям и зарплатам были до пяти месяцев. Под администрацией не было такого дня, чтобы не было пикетов. А ушел из администрации в 2002 году, когда у меня, как губернатора рейтинг был под 90%. Вы знаете, как область проголосовала в 2004 году? Вот можно кого-то заставить любить? Вот вас можно заставить любить? Я думаю, нельзя. Это - состояние души.

Вы сейчас учите английский язык. Скажите, с кем учите, зачем и применяли ли уже его?

Я вижу, вы опасные люди. (Смеется.)

У меня невестка – переводчица, брат моей жены тоже профессиональный переводчик, внук сейчас ежедневно учит английский язык, и на данном этапе начал немецкий, но мы планируем еще и французский. Поэтому, чтобы мне не было стыдно перед внуком, я решил учить язык. (Смеется.)

Люди, которые живут в глобальном мире, конечно, должны знать языки. Но у меня жизнь такая была, мне некогда было.

Ну, тогда последний, каверзный вопрос от преподавателя английского языка и литературы: do you speak English?

Thank you for the conversation!

ИСТОЧНИК: DailyUA