Виктор Янукович: Третьего тура в 2010 году не будет

Сергей Сидоренко  |  Четверг , 10 декабря 2009, 17:30
Кандидат в президенты Украины – о коалиции с Тимошенко, досрочных парламентских выборах и статусе русского языка.

Виктор Федорович, в вашей избирательной программе немало экономических обещаний, для реализации которых необходимы полномочия премьера, а не президента. Это означает, что вы смените премьера после выборов?

Успешная страна невозможна без успешной экономики. Особенно сегодня, когда мы переживаем период финансово-экономического кризиса. Но наша цель – не просто сменить премьера. Нужно построить эффективную систему власти. Потому что изменить ситуацию может только вся система сообща, а не один президент, премьер или парламент.

Намерены ли вы менять систему? Будет ли пересмотрена схема распределения полномочий между ветвями власти?

Конечно, и не только она. Прежде всего после выборов мне нужно будет создать команду. Ведь система власти – это команда единомышленников, у которой есть общая программа действий. Премьер-министр должен работать вместе со мной, при этом в основе действий правительства должна быть моя предвыборная программа.

Вы допускаете, что Юлия Тимошенко может согласиться на выполнение этих требований?

У нее есть своя программа, и я не думаю, что она возьмется выполнять чужую. И главное – даже если она согласится, я ей не поверю. Потому что ей дважды поверил президент Виктор Ющенко, а она его дважды обманула. Конечно, взаимоотношения Ющенко и Тимошенко меня не слишком волнуют, но меня волнуют принципы. Если эти принципы были нарушены тогда, значит, они будут нарушены и в будущем. Доверия к Тимошенко у меня нет и быть не может.

Планируете ли вы провести конституционную реформу, усилить полномочия президента, чтобы он мог влиять на экономику?

Конституционную реформу нужно проводить в обязательном порядке. В основе новой Конституции останется парламентско-президентская модель, просто нужно будет более четко выписать полномочия, подняв уровень ответственности всех ветвей власти. Я считаю, что сегодня и у президента, и у правительства достаточно полномочий. Но очень важно, чтобы они этими полномочиями не злоупотребляли. Кроме того, в результате реформы должны быть увеличены полномочия местного самоуправления, должна быть проведена судебная реформа.

Вы упомянули о необходимости формирования новой команды. Кто войдет в ее состав – старые партийные кадры или люди со стороны?

Я не хочу забегать вперед и называть фамилии или должности. Отмечу только, что эта команда должна быть готова сформировать новое антикоррупционное законодательство и начать жесточайшую борьбу с коррупционерами.

Могут ли войти в вашу команду другие кандидаты в президенты, например Арсений Яценюк и Сергей Тигипко?

Политики, которых вы назвали, молодые люди, но у них уже есть достаточный опыт работы, и они вправе претендовать на высокие должности. В ходе первого тура выборов мы посмотрим, как люди к ним относятся. Точка зрения избирателей будет учтена.

Планируется ли реформа избирательного законодательства?

Я считаю, что нужно перейти к избранию депутатов Верховной рады по открытым спискам, когда люди знают, кого выбирают. Кстати, мы уже готовимся к этому и закрепили каждого из депутатов за избирательным округом. Депутаты же местных советов должны избираться на мажоритарной основе. Есть дискуссионный вопрос о принципах избрания областных советов. Лично я считаю, что формирование облсоветов следует оставить в сфере ответственности политических сил, а на более низком уровне нужна мажоритарная система.

Кстати, может быть, вы знаете, когда состоятся досрочные парламентские выборы?

На этот вопрос можно будет ответить после президентских выборов. Если в парламенте будет создана коалиция, которая сформирует правительство...

А вы действительно верите, что в нынешнем парламенте может быть создана такая коалиция?

Честно вам скажу, что я ничему не удивляюсь в этой жизни. Учитывая, что экономическая ситуация в стране непростая, нежелательно тратить деньги на новые досрочные выборы, если их можно избежать.

Но коалиция может формироваться довольно долго. А если распустить Раду вскоре после избрания президента, то досрочные выборы можно назначить одновременно с местными.

Вы правы. Выборы можно совместить и сэкономить на этом значительные средства, и логически правильным был бы именно такой вариант. Но прежде мы должны посмотреть на парламент – начнет ли он работать стабильно, будут ли в нем эффективно голосоваться законы и, наконец, какое предложение будет по формированию коалиции. Если только возникнут подозрения в том, что коалиция работает неэффективно, мы, конечно же, объявим досрочные выборы Верховной рады, и они пройдут 30 мая. Решение об этом я приму в короткие сроки, еще в марте.

По мнению экспертов, при определении итогов выборов 2010 года роль судов будет высока как никогда. Готовы ли вы отстаивать свой результат в суде?

Мы готовы к любому развитию событий – и к судебным тяжбам, и к попытке организовать новые Майданы. Нас уже ничем не удивишь. Но я уверен, что люди уже не выдут на Майдан. И я думаю, что сегодня не найдется судей, которые поддержали бы решение, подобное тому, что было в 2004 году. Я не скрываю, что общаюсь с судьями и знаю их точку зрения. И я уверен, что «третьего тура» в 2010 году не будет. К тому же я уверен в таком разрыве, который не оставит проигравшей стороне надежд и шансов для оспаривания.

Уверены ли вы, что выборы состоятся честно, или допускаете вероятность фальсификаций?

Нам известно, что наши конкуренты выделили огромный объем средств на подкуп избирателей. Мы также ожидаем, что в день выборов будут различные провокации. Например, наши оппоненты будут представляться членами Партии регионов и предлагать людям деньги. Но я уверен, что нам удастся доказать искусственный характер этих провокаций. Я знаю также, что будут попытки втянуть милицию в избирательный процесс. Мне известно, что министр Юрий Луценко проводит совещания с милицейским руководством и обещает «выводы по итогам первого тура». Хотя, я надеюсь, что 90% работников милиции не станут вмешиваться в выборы и проигнорируют поручения министра.

На каком этапе выборов вы ожидаете основных фальсификаций? Будет некорректный подсчет голосов или будут вбрасываться бюллетени?

Вы знаете, я не большой специалист в этом деле. Но у нас в штабе создана группа, которая имеет план защиты результатов голосования от фальсификаций и будет его осуществлять на всех этапах – и во время голосования, и при подсчете голосов.

Уточните вашу позицию по статусу русского языка. В начале кампании вы говорили о планах предоставления ему статуса второго государственного, а затем перестали поднимать этот вопрос.

Я постоянно говорю о языковой проблеме. Я считаю, что у нас появляется реальная возможность принять закон о языках, который имплементирует требования Европейской хартии региональных языков.

Для изменения статуса языка нужно менять Конституцию, а не закон...

А я говорю о реалиях. Мы уже подготовили ряд законопроектов. Для того чтобы они были приняты, достаточно 226 голосов в парламенте и подписи президента. Я после избрания на пост президента подпишу их. Эти законы предусматривают условия развития языков и культур в местах компактного проживания носителей языка. Где-то у нас проживает русскоязычное население, где-то – болгары, греки, румыны.

Но закон не даст статус государственного русскому языку, ведь это – конституционная норма.

Этот вопрос слишком политизирован, люди зачастую не понимают суть проблемы. Иногда приходится пояснять это избирателям. Я спрашиваю: вот ты не понимаешь украинский язык. Какие у тебя из-за этого проблемы? Говорят: проблемы в больнице, в школе, в университете, в судах, в делопроизводстве. И если спросить, будет ли достаточно, если я решу эти проблемы, все отвечают – конечно, достаточно. Так что сегодня наша цель – создать условия, при которых каждый человек будет чувствовать себя комфортно в этой стране. Чтобы у нас не было перегибов в языковой политике и ни одна нация не ощущала себя ущемленной, униженной.

Еще один вопрос, связанный с взаимоотношениями с Россией. Будете ли вы пересматривать газовые контракты после избрания на пост президента?

Отвечу коротко: я уверен, что мы к этому вопросу вернемся.

ИСТОЧНИК: Коммерсант-Украина