Сергей Мусеев: На станции метро на пассажиров ничего не упадет

Евгений Боровик  |  Понедельник , 15 февраля 2010, 13:29
Гендиректор КП «Харковский метрополитен» – о выдаче карточек льготному контингенту и о том, насколько судьба метростроя зависит от выборов.

Сергей Зинятович, насколько, по вашему мнению, оправдала себя замена касс по продаже жетонов автоматами?

История изобилует примерами, когда автоматизацию процесса воспринимали в штыки, а спустя время уже не понимали, как без нее обходились. Автоматы по продаже жетонов – не исключение. Они прогрессивны, экономят время и приносят дополнительный комфорт пассажирам. Экономические выгоды тоже самые прямые: до введения автоматов в Харьковском метрополитене процесс продажи жетонов и контроля за прохождением пассажиров обслуживало до 500 человек. Даже при зарплате в тысячу гривень экономия составляет 500 тысяч в месяц.

Город покупал эти автоматы?

Нет. Их в порядке эксперимента нам поставил одесский завод «Телекарт-прибор». Это всеукраинский лидер в сфере разработки и производства электроприборов и радиоэлектронной аппаратуры бытового и специального назначения – таксофонного оборудования, приборов, систем учета электроэнергии, пластиковых карт. Предприятие поставило нам аппараты, но оплачивать их мы будем в процессе получения дополнительного дохода от экономии.

Почему в метрополитене сейчас такой большой интервал между электричками?

Я неоднократно говорил, что для уменьшения интервала между поездами нужны дополнительные составы и сейчас все имеющиеся 320 вагонов на линии. Чтобы купить один состав из пяти вагонов, нужно 30 млн гривень, в то время как ежемесячная выручка метрополитена составляет 10 млн гривень, из которых 2 миллиона идет на оплату электроэнергии и почти 8 – на заработную плату нашего штата. Мы живем в такой стране.

Не густо…

Кроме того, сокращать интервал движения поездов до бесконечности мы не можем – в Харькове, в отличие от Москвы и других городов, нет кольцевого движения. У нас поезд должен развернуться, выехать на другой путь, высадка – посадка пассажиров на платформе тоже занимают время. Так или иначе, но Харьковский метрополитен находится на первых местах в международном рейтинге среди метрополитенов мира по организации оптимального движения поездов. Мы вывозим всех без исключения пассажиров, которые спустились на станцию метрополитена, и все, кроме тех, кто хочет ехать сидя, уезжают с платформы первым поездом.

А что вы можете предложить пассажирам, чтобы им было более интересно ездить в метро? Может, в вагонах, как в Киеве, стоит установить телевизоры и транслировать фильмы и рекламу?

Одна компания у нас как-то пробовала это вводить, но сейчас желающих, к сожалению, нет. Дело в том, что установка мониторов окупается на протяжении, может, 10–15 лет, а сейчас такой интервал для финансовых вложений может позволить себе не каждый. А так я с вами согласен: установив в вагонах мониторы, можно даже создать некий телеканал, который будет транслировать в определенном формате без звука новости и преподносить рекламную продукцию пассажирам.

В прессе была информация, что в марте закроют проходы для льготного контингента. Однако социальные карточки выдали не всем. Если это правда, как быть при отсутствии карточки?

Как только карточка будет готова, позвонят из отделения банка. Туда, где заполняли анкету, туда и пригласят эту карточку получить. Пока мы не будем уверены, что все люди получили карточки, бесплатному пользованию метрополитеном по документам никто препятствовать не будет.

Документы на оформление карточек принимали с ноября прошлого года. Почему же такая задержка? Это «бесплатный сыр в мышеловке» или «Приватбанк» что-то задумал?

Сейчас готово порядка 80 % карточек, и они находятся в отделениях банка, где льготники оформляли анкету. До конца февраля карточками обеспечат всех заявителей. Что касается выгоды… Конечно, «Приватбанк» преследует здесь свою прямую выгоду. Там не исключают, что человек на эту карточку, например, положит деньги, будет рассчитываться по ней за коммунальные услуги, в магазинах и так далее. Но это ваше личное право. Для сравнения скажу: если бы вы обратились в любой другой банк, такая карточка вам бы обошлась в сумму более 500 гривень.

Кто-нибудь пробовал у вас в подземке посчитать количество льготного контингента?

Такая статистика ведется. По данным КП «Харьковский метрополитен», мы перевозим в сутки до 120 тысяч льготников. Если предположить, что каждый человек пользуется в сутки метро два раза (едет туда и обратно), то метрополитеном пользуется около 60 тысяч льготников. Кстати, анкет желающих получить социальную карточку мы собрали в три раза больше – 180 тысяч. Мы обратились в управление социальной защиты Харьковской облгосадминистрации с просьбой предоставить нам базу данных льготников – ветеранов труда, участников войны, детей войны, чернобыльцев, инвалидов 1-й и 2-й группы и так далее. Эта база не является постоянной: люди уезжают, умирают, есть те, кто выходит на пенсию и приобретает льготу, становясь участниками тех или иных событий или по состоянию здоровья… Данные, к сожалению, нам так и не предоставили. Это тактика правительства Ю. Тимошенко – забирать и ничего не возвращать.

Имеют ли граждане России, льготный контингент, право на бесплатный поезд в Харьковском метрополитене?

Нет, не имеют. И не потому, что Украина не хочет это право им предоставить. В Российской Федерации, в отличие от нашей страны, другая система предоставления льгот, и человек, имеющий на них право, получает денежную компенсацию. Независимо от того, пользуется он общественным траспортом или нет, он ежемесячно получает от государства доплаты к пенсии или за имеющиеся заслуги. В нашей стране этого нет, а двойная льгота не может быть предоставлена. Являясь гражданином России и получая там дополнительные средства на проезд в общественном транспорте, получать аналогичную льготу здесь нельзя. Если вы собираетесь жить в Украине и бесплатно пользоваться общественным транспортом, придется получать вид на жительство. Если же гражданин – участник или ребенок войны, то здесь у нас одинаковые законы и уважение к этим людям. Как следствие – предоставляемые льготы.

После того, как на Алексеевской линии достроят полностью станцию на проспекте Победы, какую станцию начнут строить? В каком направлении?

Это будет та же третья, Алексеевская, линия, но строить, вероятно, начнут в сторону улицы Одесской и Харьковского аэропорта. Когда – зависит от выборов. На новые станции метро должны выделяться средства из госбюджета, а это зависит от людей, находящихся при власти.

В интервью на областном радио начальник ЮЖД Виктор Остапчук говорил, что железная дорога может участвовать в строительстве Харьковского метрополитена и спонсировать окончание работ на станции метро «Алексеевская». Вы рассматривали такие варианты?

Сегодня Харьковский метрополитен, благодаря титаническим усилиям коллектива и поддержке города, находится в намного лучшем положении, чем ЮЖД. Мы регулярно без опозданий выплачиваем заработную плату, внедряем серьезные инновационные проекты. Метрополитен преображается, но не из-за того, что у нас больше денег, а потому, что мы умеем экономить и эффективно управлять. Поэтому в дотациях ЮЖД, которая имеет большие проблемы, мы не нуждаемся. А вот помочь мы им можем! Не деньгами, а умением.

На станции метро «Исторический музей» проводилась реконструкция опорных мраморных столбов, но ряд столбов там так и стоит в трещинах, будто мрамор расходится… Почему прекратились ремонтные работы и насколько состояние станции опасно для жизни?

Безопасность я вам могу гарантировать: на станции метро ничего не упадет. А насчет ремонта, то его можно продолжать до бесконечности – вопрос связан с наличием денег.

То есть, можно не опасаться?

У вас не должно быть никакого опасения, метрополитен – самый безопасный вид траспорта.

Почему в вестибюлях на выходах из станций метро сняли часы и собираются ли их восстанавливать?

Ранее на более современные мы заменили все часы, которые висели над тоннелями на платформах станций. Теперь производим замену часов в вестибюлях. Можете не переживать, их отсутствие – временное.

Есть сведения, как в метро при проведениии бесконтактной карты автомат снимал сумму не за одну, а за две поездки…

Мы анализировали вероятность случайного снятия средств автоматом с карточки – один раз на 10 миллионов. Если ошибка произошла, то никак не техническая. Скорее всего пассажир провел карточкой по ридеру, расплатился за проезд, отвел руку, чтобы положить карту в карман, а та повторно оказались рядом с автоматом и сработала. Человеческий фактор.

А что это за новые турникеты появились на входе на «Советскую»? Чем они отличаются от традиционных?

Это в народе говорят «турникеты». У нас они называются автоматическими контрольными пунктами (АКП). Они не только отличаются внешне. Новые АКП позволяют решать вопросы учета и прохождения пассажиров с учетом их категорий: там стоят электронный и механический счетчики. Один счетчик даже является фискальным – он пломбируется, поскольку его показания предназначены исключительно для налоговой администрации. Новые АКП – очень дорогая система, благодаря которой мы должны видеть каждый проход: бросил человек жетон, провел карточку – все данные фиксируются и заносятся на центральный сервер.

Менять АКП в метрополитене Харькова мы будем поэтапно: в первом квартале полностью завершим их установку на Салтовской линии, далее приступим к Холодногорско-Заводской. А потом будем уже о третьей говорить.

Муниципальные власти собираются ввести в Харькове единый проездной билет. Зачем он нужен?

Предлагаемое горисполкомом направление прогрессивное и призвано сделать пользование общественным транспортом более удобным. Сейчас КП «Харьковский метрополитен», «Горэлектротранс», вопросы регулирования предоставления услуг частными перевозчиками находятся в ведении Департамента транспорта и связи горсовета, и одним из ключевых моментов в наведении здесь порядка является внедрение единого платежного средства. Согласитесь: когда человек, имея одну карточку, может пользоваться метрополитеном, трамваем, троллейбусом и маршрутным автобусом, это удобно.

Простите, но не с чем сравнивать…

Могут возникнуть разные варианты. Мы, например, хотим предложить мэрии построить на остановках крытые павильоны, попадая в которые пассажир на входе будет оплачивать проезд, а дальше выбирать направление и транспорт. Поскольку мы запустили бесконтактную карту, не исключено, что систему создадут на базе метрополитеновского продукта и серверного оборудования. А возможно, возникнет предложение от иностранного инвестора или крупного перевозчика, который предложит на безвозмездной основе внедрить новую систему единого платежного средства. В любом случае это будет шаг к повышению удобства и комфорта харьковчан.

Говорят, что в метрополитене уже второй год нет набора сотрудников…

Набор производится всегда. Если вы чувствуете в себе потенциал, возможности и желание работать на благо не только себя, но и харьковчан, приходите, мы вас обеспечим работой. Ведь кадры решают все.

Зависит ли дальнейшая судьба метрополитена и метростроя от исхода выборов?

Я приведу вам простое арифметическое сравнение. За 36 лет существования метрополитена в Харькове построено 28 станций, два депо и управление метрополитена. За последние пять лет не построено ничего. Вот теперь думайте о выборах и… решайте.

ИСТОЧНИК: Харьковских известий