Сергей Чернов: Страна не может жить без бюджета. Это нонсенс!
Сначала сенсация, которая приятно удивила, это вторая сессия подряд с сенсационным налетом, на первой были большие кадровые вопросы, вторая – просто поразительная скорость работы депутатов. Если не ошибаюсь, 36 вопросов были приняты за 23 минуты. Это не отразится на качестве принимаемых решений?
Сессия – это не только пленарное заседание. Сессия состоит из двух частей: работа в постоянных комиссиях и работа на пленарном заседании. Чем качественнее предварительно подготовлены вопросы и рассмотрены в постоянных комиссиях, тем быстрее решения по ним принимаются в сессионном зале.
И думаю, нет никакой сенсации, это нормальная практика, так должно быть. Оперативно, путем голосования, мы должны утверждать все, что наработано в преддверии пленарного заседания во время работы постоянных комиссий и фракций.
Последняя сессия не была исключением. Вопросы были качественно отработаны, не было разногласий у депутатов, представителей постоянных комиссий и фракций, поэтому решения принимались единодушно. Это положительная практика и необходимо делать все, для того, чтобы сессии проходили также конструктивно.
Заговорили о некой потере публичности, потому что областной совет это и площадка для дискуссий, и вынос в общественность каких-то спорных вопросов. И в журналистской среде, и в среде политологов заговорили о некой потере этого фактора. Насколько обоснованы эти страхи?
Фактор публичности, наверное, несколько преувеличен. В последние пять лет этот фактор дал нам много положительного в области свободы слова, и даже чрезмерно. Кажется, что мы иногда переходим грань.
Так время от времени происходило и в областном совете. Речь о том, что публичность остается. На каждом заседании постоянных комиссий имеют возможность присутствовать журналисты, областной совет открыт для общественности, каждый может получить любую информацию, в преддверии рассмотрения того или иного вопроса ознакомиться с позицией и депутатов, и авторов проекта решения. Поэтому, я абсолютно исключаю точку зрения, что пропала публичность.
Может быть, ушла излишняя политизация? Это – да. Этого нам все время не хватало. Пора переходить на другой уровень работы и попытаться найти такую «золотую середину», при которой бы реально существовала возможность принимать решения конструктивно, взвешенно, хладнокровно и в то же время быстро.
Это будет положительно сказываться и на работе депутатского корпуса, и на работе исполнительной власти, мы будем экономить свое время и бюджетные деньги.
Мы затронули тему бюджетных денег. Второй месяц область провела без бюджета по схеме финансирования старого года. Говорят, что такая схема до добра не доведет. Насколько хватает у области ресурсов, и сколько мы еще можем протянуть при таком финансировании? Какие сферы наиболее страдают?
Страна не может жить долго без бюджета. Это – нонсенс! Бюджет на будущий год должен приниматься в году уходящем, и правила игры в вопросах бюджета должны быть приняты единожды и начинать действовать с января и заканчиваться в декабре.
Причины того, что происходит у нас в этом году, понятны. Правительство не удосужилось внести в Верховную Раду до нынешнего дня проект бюджета на 2010 год, два месяца которого мы уже прожили.
Это плохо, потому, что без государственного бюджета нет местных бюджетов, не финансируются никакие государственные и местные программы. Мы поддерживаем жизнь каждого региона в отдельности, и в целом государства, но мы не развиваемся. Нет возможности качественно улучшить уровень жизни людей.
Очень много факторов зависит от бюджета, ведь бюджет – это все, это кровеносная система, дающая возможность каждой территориальной громаде и всему государству жить полноценной жизнью. Если с ней не все в порядке, организм страдает, болеет и нормально жить не может.
Думаю, что все-таки в ближайшее время в Верховной Раде будет сформирована коалиция и соответственно новое правительство, которое в сжатые сроки сможет подготовить проект бюджета и внести его в Верховную Раду.
Понятно, что в ближайшее время нас ждут весьма серьезные перемены. В том числе на уровне Харькова в вопросах управления областью, взаимоотношениях между ветвями власти.
Наверное, каждый за последние годы испытал, что такое жесткое политическое противостояние и убедился в том, что модель абсолютно неправильная, когда люди голосуют за программу одной политической силы, а исполнительная власть находится у другой политической силы, которой в регионе не доверяют. Так происходило в Харьковской области. Не хочу углубляться в результаты выборов и тонкости избирательного процесса, мы его, слава Богу, закончили.
Но чтобы сказать, хорошо или плохо сработала команда, необходимо дать ей время и возможности. То есть, политическая сила, за которую проголосовало большинство, должна иметь возможность реализовать свою программу, имея большинство в органах представительской власти, и должна сформировать исполнительную власть, для того, чтобы эту программу реализовать. Пройдет пять лет и на следующих выборах люди дадут оценку команде. Тоже и на уровне государства.
Поэтому, я согласен с точкой зрения, что наши политические распри и разночтения забрали у нас много сил и энергии, которые могли бы быть направлены на конструктивную работу. Все это должно уйти в прошлое.
Не могу согласиться с тем, что быстрых изменений быть не должно. Иногда решения должны быть молниеносными и каждый управленец должен быть к этому готов. В этом заключается уровень подготовки руководителя, который, имея аналитику, разностороннюю информацию, готов быстро принимать управленческие решения и брать на себя ответственность. Это очень непросто.
Сейчас нужны решения как взвешенные, так и быстрые, но главное – направленные на проведение реформ, улучшение качества жизни, последовательную работу по реализации программы, с которой победил на выборах новый Президент Украины Виктор Янукович.
Позиция вашей политической силы понятна и логична. В какой-то степени вы заинтересованы в консервации ситуации с распределением власти, которая сложилась сейчас, по крайней мере, по Харькову. Но есть фактор местных выборов. Их перенесли, но не отменили, есть вероятность, что они пройдут в этом году. Как будет строиться позиция нынедействующего областного совета и партии, которую вы представляете, по отношению к новым политическим силам, которые придут в областной, городской и другие местные советы?
К выборам я отношусь нормально, как и мои коллеги. Мы не боялись этих выборов. И, несмотря на многочисленные комментарии, были бы заинтересованы провести их 30 мая 2010 года. Очевиден фактор консолидации электората, а рейтинг новоизбранного президента положительно повлиял бы на наши результаты на местных выборах.
Поэтому, никак не могу согласиться с высказываниями о том, что Партия регионов испугалась идти на выборы. Это относится как раз не к нам, а к тем, кто так говорит. Мы же говорим, что хотим изменить законодательную базу и провести выборы в местные советы не по чисто пропорциональной системе, а по мажоритарной или по смешанной. Если будет смешанная система, списки кандидатов в депутаты, идущих по пропорциональной части, будут открыты.
Партия регионов, которую я представляю, неоднократно выходила с такой инициативой, но наши коллеги, почему-то, раньше проповедуя этот принцип, сейчас отказались от этого и хотели провести местные выборы, руководствуясь исключительно действующим законодательством. Наверное, потому, что неуверенные в себе.
Что касается новых политических сил, которые появились в последнее время, это хорошо, если они будут представленными в органах местного самоуправления на всех уровнях. Это свежая кровь, новые лица, новые точки зрения. Я не вижу какой-то опасности или полярности взглядов в тех политических силах, которые на территории Харьковской области имеют основания претендовать на то, чтобы быть представленными в представительской власти. Я спокойно отношусь к этому.
Когда бы ни состоялись выборы, осенью этого года или весной следующего, с моей точки зрения, было бы логично, как для руководителей территориальных громад, так и для депутатского корпуса, чтобы выборы в местные советы происходили одновременно с выборами сельских, поселковых и городских голов; чтобы новая каденция начиналась в марте и существовала бы пять лет. Это сделает их работу и конструктивной и полезной.