Юрий Сергеев: Америка хочет от Украины реального партнерства
Юрий Анатольевич, вам здесь виднее, насколько американцам сегодня в принципе интересна Украина и ее жители?
Этот интерес никогда не исчезал. От нас просто хотят реального партнерства, реальных действий, конкретики. Для США мы были, и, я уверен, остаемся далеко не безразличными по причине нашего геополитического положения, нашего активного участия в разработке и реализации таких проблем глобальной политики как ядерное разоружение и нераспространение ядерных технологий, а в последнее время – права человека.
Изменится ли отношение Америки к Украине со сменой президента?
Факты говорят, что не изменится. В ходе прошедшей избирательной кампании со стороны Белого дома не раз звучали заявления о том, что им будет поддержан любой выбор нашего народа при условии демократичности и прозрачности избирательного процесса.
Но, судя по высказываниям украинских экспертов, США пока дистанцировались от оценки лично Виктора Януковича…
Опять-таки, факты вещь упрямая – президент США Барак Обама был одним из первых, кто поздравил Виктора Януковича. И, прежде всего, с тем, что выборы прошли в атмосфере демократии. Это серьезная оценка. Кроме того, не дожидаясь формирования нового правительства Украины, президент Обама прислал новоизбранному президенту Украины приглашение на апрельский саммит ядерных государств в Вашингтоне, посвященный вопросам ядерной безопасности и ядерного разоружения. Это не только проявление уважения к нашему государству, но и демонстрация понимания того, что курс Украины стабилен. Да, всех и всегда, и прежде всего глав государств, судили по делам. Очевидно, что главные дела впереди. Но уже в ходе брюссельского визита Виктора Федоровича мир увидел последовательность в международной политике Украины, устраивающую наших зарубежных партнеров.
Каково сегодня состояние украинской школы дипломатии?
За эти почти два десятилетия многие коллеги прошли хорошую школу взлетов, падений, пауз, достижений. Внешней политикой сегодня интересуются все, от домохозяек до политиков высшего эшелона, и у каждого своя ее интерпретация, равно как и оценка уровня профессионализма в нашей сфере. Поэтому любая оценка будет субъективна. Главное – у нас есть отечественная дипломатия с ее традициями и неплохим кадровым потенциалом.
Профессиональные дипломаты и послы – политические назначенцы: уникальна ли Украина в мире с подобным смешанным вариантом кадрового обеспечения своего международного представительства?
Политические назначения были, есть и будут – это принято в практике многих государств. Запись в верительных посольских грамотах «Верьте ему, как мне», которые подписывает послу глава государства, это не просто слова – эта формулировка определяет логику и традиции назначений.
С этой формулировкой «Верьте ему, как мне» за сменой президента должна последовать и смена послов?
Не обязательно. Да, смена власти может к этому привести, но власть может и продолжать доверять этому послу. В истории нашей дипломатии такие примеры многочисленны. Ротация посольского корпуса зависит от многих обстоятельств, поэтому в каждом отдельном случае вопрос решается, как правило, индивидуально.
Уже три года вы возглавляете украинскую миссию в ООН: чем именно приходится заниматься?
ООН – это универсальная международная организация, призванная решать вопросы глобального миропорядка, экономической, финансовой и социальной стабильности. ООН – это, с одной стороны, большой дискуссионный зал по обмену опытом в разных сферах человеческой деятельности. С другой стороны, это уникальная площадка, где концентрируются международные усилия по борьбе с вызовами века. За 65 лет своего членства в ООН – нынешний год юбилейный для Организации – у Украины сложилась хорошая репутация. К позиции Украины прислушиваются при поисках решения проблем преодоления мирового продовольственного кризиса, усовершенствования механизмов миротворчества, консолидации усилий по противодействию морскому пиратству, проблем ядерного разоружения и нераспространения ядерных технологий.
А какое преимущество дает государству членство в Организации Объединенных Наций?
Быть причастным к решению судьбы нашей цивилизации.
С приближением 65-летнего юбилея все чаще слышится критика ООН – за беспомощность, неповоротливость, недееспособность, объективно неоправданное предпочтение одних государств перед другими…
Критика такого рода есть и имеет право на существование. Дело в том, что после падения Берлинской стены, завершения периода холодной войны практически сложился принципиально новый миропорядок. И в нем уже нельзя не учитывать роль и место новых стран, влияющих на политическую, экономическую и социальную картину мира – это Япония, Китай, Индия Бразилия, Южная Африка, Германия, Италия, Канада и многие другие. Этот новый формат требует поиска механизмов реформирования Совета Безопасности ООН, оживления работы Генеральной Ассамблеи, Секретариата ООН. В нынешнем, юбилейном для ООН, году может быть придано ускорение по крайней мере выработке консенсусных подходов к реформированию Организации. Главное в реформе – создать такую форму управления основными и вспомогательными структурами ООН, которая способствовала бы увеличению оперативности, адекватности и, главное, эффективности реагирования на вызовы современности, разумному и рациональному аккумулированию интеллектуальных, материальных и организационных ресурсов стран-членов ООН не только для преодоления кризисных ситуаций, но в первую очередь для обеспечения стабильного развития.
А вы лично что могли бы предложить в плане реформирования ООН?
Коротко на ваш вопрос ответить непросто, поскольку реформа ООН предполагает многоаспектный системный подход и наше Постоянное Представительство принимает участие в обсуждении реформирования практически каждой составляющей большой конструкции под названием ООН. Начиная от оптимизации структуры и усовершенствования деятельности основных органов ООН – Совбеза, Генассамблеи, Экономического и Социального Совета, Совета по правам человека ООН, а также Секретариата ООН и продолжая модификацией структурных звеньев Организации, ответственных за практическую реализацию принятых решений в конкретных сферах – миротворчества, ядерного нераспространения, менеджмента в условиях изменения климата и других.
Практически по всем звеньям проводящейся реформы мы внесли предложения по структурному, кадровому, финансовому и организационному усовершенствованию существующей системы органов принятия и исполнения решений.