Валерий Безлепкин: Коррупция в энергетике за последние пять лет достигла немыслимых масштабов

Среда , 5 мая 2010, 17:33
Начальник ГУ промышленности и развития инфраструктуры Луганской облгосадминистрации – о том, как кардинально изменить ситуацию в сфере энергетики.

Очень сложно оценить всю глубину тех негативных явлений в топливно-энергетическом комплексе Украины, которые проявились за последние несколько лет. Коррупция, воровство, теневые схемы пронзили отрасль до такой степени, что она работает не благодаря экономическим законам, а вопреки. По моему глубокому убеждению, энергетика держится на том запасе прочности, который был заложен в советские времена.

Ущерб, нанесенный от деятельности бывших горе руководителей отрасли можно оценить в миллиарды гривен. На то, что бы описать состояние энергетики потребуется не одно интервью.

Основными факторами, которые сегодня сдерживают развитие отрасли и негативно влияют на экономику Украины и население является износ основных фондов на 70-80 %, морально и технически устаревшее оборудование неудовлетворительное состояние линий электропередач и подстанций, использование приборов с истекшим сроком поверки, отсутствие инвестиций и инвестиционных проектов направленных на развитие, модернизацию техперевооружение и многое другое.

Что необходимо сделать по стабилизации ситуации в отрасли?

Первым шагом, необходимо сбалансировать бюджеты всех энергетических предприятий – от угольных компаний, генерирующих и до энергоснабжающих.Для этого необходимо остановить воровство! Начиная от примитивных откатов по поставкам ТМЦ и оборудования до установления рыночной цены на энергоносители, будь то уголь, электроэнергия или другие виды топливно-энергетических ресурсов.

Увеличив доходную часть бюджета предприятий и оптимизировав расходную, мы сможем получить реальный бюджет компаний.

Вторым шагом является проведение аудита всех предприятий топливно-энергетического комплекса Украины, невзирая на форму собственности, который покажет реальную картину финансово-экономического состояния, что позволит принять правильные управленческие решения.

Третьим шагом, основополагающим, является проведение структурных преобразований в энергетике. На государственном уровне необходимо обеспечить внедрение прозрачных условий работы отрасли, в том числе системы менеджмента с целью привлечения инвестиций для ее модернизации и обновления, разработать механизм введения внешнего управления на неэффективно работающих стратегических предприятиях, ужесточить уголовную ответственность за нецелевое использование средств энергокомпаний, хищения электроэнергии и оборудования.

В государственном регулировании необходимо разработать механизм перехода от единичных розничных тарифов по региональному признаку с учетом реальной стоимости транспортировки электроэнергии, ужесточение нормативов потерь электроэнергии с постепенных выходом в течение пяти лет на европейские стандарты.

И, по - моему мнению, подлежит переоценке роль государства как субъекта и регулятора рынка.

Последние тренды в мировой экономике определяют государство как более эффективного собственника, что предполагает наделение его собственными функциями и инструментами. Одним из наиболее действенных инструментов может стать полноценный проработанный механизм введения внешнего государственного управления на неэффективных стратегических предприятиях с возложением реализации и контроля данной функции на областные государственные администрации.

Кроме того, необходимо разработать альтернативную энергетическую стратегию Украины, которая поставит приоритетом развитие энергосберегающих технологий, нетрадиционных и возобновляющих источников энергии, что наиболее актуально во время кризиса, который бросил серьезный вызов экономике Украины, внес свои коррективы в приоритеты развития энергетического сектора, как одной из базовых отраслей экономики страны.

Валерий Михайлович, основным поставщиком электроэнергии в Луганской области является ООО «ЛЭО», на действия которого постоянно жалуется как население, так и предприятия. Какая ситуации в монопольной компании? 

Технико-экономические показатели ЛЭО практически не сравнимы ни с одной энергоснабжающей компанией Украины. За 2009 год инвестпрограмма объединения уменьшилась на 105 млн. грн. по сравнению с 2008 г. и составила 147 млн. грн. В отчете о выполнении ивестпрограммы зафиксировано ее невыполнение на 14 млн. грн., но в тоже время фактические объемы предприятия и поставки электрической энергии ЛЭО в 2009 г. превысили показатели, которые были учтены при формировании структуры тарифов.

Простыми словами это звучит так: у компании были средства на выполнение инвестпрограммы, но они потрачены на другие цели. Программа не выполнена, хотя компания собрала больше средств, чем планировала.

Анализ использования средств показал, что они были использованы не по назначению, с нарушением соблюдения структуры тарифов по осуществлению лицензированных видов деятельности.

По логике, если деньги пропали в одном месте, то они должны появиться в другом месте. И они появились! В виде увеличения арендной платы с коммунальными платежами до 18940 тыс. грн. за пользование офисным зданием по ул. Котельникова.

Не хочу «забирать хлеб» у наших силовых структур и рассказывать, что по сути деньги заплачены своей породненной структуре ООО «Лугань», да еще за свое здание. Остановлюсь не на коррупционных действиях, а на моральном аспекте. Сложно представить, какой необходимо обладать совестью, чтобы отправить более 7000 сотрудников в вынужденный отпуск за свой счет, перевести их на 4-х дневную рабочую неделю, а в конце еще сократить почти 300 человек, и в результате таких несложных операций вытянуть из кармана луганчан десятки миллионов гривен! И все это подавалось под прикрытием мирового финансово-экономического кризиса. Хочется вспомнить профессора Преображенского который говорил, что «разруха у них в голове!».

Факты, которые подтверждают коррупционные схемы руководителей ЛЭО можно приводить бесконечно долго – это и поставка списанного в других областях Украины старого оборудования по цене завода изготовителя для подстанции «Штеровская ГРЭС» 110/30/6 кв, завышение цены на товаро- материальные ценности и подрядные работы на уровне 50%, оплата по актам, где работы не проводились или приписывались объемы, искажение финансовых отчетов, приписки 187 млн. грн. «обезличенной» электрической энергии по населению, незаконное получение компенсации за нее и этот перечень можно продолжать. Если суммарно оценить суммы хищений за последний период деятельности ЛЭО, то можно говорить о сотнях миллионов гривен.

Невольно задаешь себе вопрос – почему хищения такого масштаба проходят без должной оценки государственных органов, структур, которым делегированы полномочия за контролем деятельности предприятий ТЭК.

Неужели коррупция за последние несколько лет достигла таких масштабов, что миллиарды гривен, разворованные по стране мародерами, а другого слова и не подберешь, осталось без должной оценки.

Если хотите знать мое личное мнение, а не начальника Главного управления, то люди, которые допустили подобные вещи, пойдя на сделки со своей совестью и моралью, должны встать на колени перед украинским народом и до конца жизни просить у него прощения за все, что сделали с Украиной за последние 5 лет.

Вы описали очень не радужную картину в Луганской области, неужели только у нас так плохо?

К сожалению, те явления о которых мы говорим распространены на территории всей Украины в большей или меньшей степени. В моей родной Харьковской области, где я проработал много лет, коррупция в энергетике за последние 5 лет достигла немыслимых масштабов, даже наше ЛЭО на фоне воровства Председателя Правления Харьковоблэнерго Кирика выглядит презентабельно

Откаты в Харьковоблэнерго по многим позициям составляют от 60 до 80 %, и являются рекордными в стране!

За 5 лет из компании похищено более 300 миллионов гривен.

Я когда то пытался объяснить нашим швейцарским партнерам, поставляющим многофункциональные приборы учета, почему они не могут выиграть тендер по цене 4,5 тыс грн за прибор, а Председатель правления поставляет их почти по 8 тыс грн и что, такое «бизнес по-украински» европейцам не понять. Разворовав компанию и доведя ее до банкротства, у этого горе-руководителя хватило ума лишь на то, что бы дописать несуществующие валовые доходы на сумму более 122 млн грн, выбить на 1-2 месяца вперед предоплату за электроэнергию у потребителей и довести персоналу о сокращении на 20 %. А это около полутора тысяч человек.

Вот почему так актуальны слова нашего Президента В.Ф.Януковича, что борьба с коррупцией и бедностью является приоритетной в нашей работе и каждому руководителю, в установленном законом порядке, будет дана оценка его действий.

Каков же выход, пути решения проблемы?

В той ситуации, в которой оказалась наша страна, наиболее актуальным выглядят сегодняшние требования и руководителей государства и губернатора Луганской области по проведению экономических реформ, борьбе с коррупцией и бедностью. По моему убеждению, бедность и коррупция – спутники по жизни. Страны, с наиболее низким уровнем жизни имеют самый высокий уровень коррупции.

И до тех пор, пока мы не перекроем разворовывание то ли бюджета предприятия, города области, страны – не будет реализована ни одна экономическая реформа.

Если говорить о сегодняшних органах государственной власти, то впервые за многие годы выстраивается работоспособная вертикаль государственного управления, которая в состоянии провести экономические реформы и выполнить требования Президента Украины по преодолению бедности и установлению стабильности и порядка во всех регионах страны.


ИСТОЧНИК: Луганской правды