Геннадий Кернес: Власть должна быть сильной

Четверг , 17 июня 2010, 17:58
И.о. мэра Харькова – о строительстве дороги через Лесопарк, конфликте с министром финансов, судьбе новых трамваев и профессиональном идиотизме Луценко.

Геннадий Адольфович, почти три месяца прошло с момента вашего назначения исполняющим обязанности мэра Харькова. Каким будет город под руководством Кернеса-мэра как минимум до осени или до весны?

Харьков как никакой другой город должен быть безопасным, удобным для проживания. Мы должны стремиться быть европейским городом, потому что нам улыбнулась удача — принимать большой футбол уже в 2012 году. Требования тоже европейские. Когда власть наделяет тебя полномочиями, возникает чувство гордости и ответственности. У меня желание одно — я хочу гордиться городом, в котором живу, быть причастным к достижениям и сделать максимум.

Скажите, будете продолжать мэрский путь Михаила Добкина, правой рукой которого оставались пять лет, или выберете иной курс?

Я с Добкиным не первый день дружу. Но дружба дружбой, а работа - работой. Мы доказали, что совместная работа, которая продумана на несколько шагов вперед, дает отличный результат. Харьков получил право принимать Евро, на прошлой неделе мы получили грамоту Кабмина как лучший благоустроенный город (вместе с Донецком и Одессой). Это подтверждает правильность нашего темпа и системы. Перенимая эстафету, буду продолжать делать то, что делал Добкин, потому что принимал участие в тех проектах, которыми он руководил. Конечно, у меня есть возможность сделать так, как я это вижу, но я не меняю правила во время игры.

Команду менять не планируете, ведь за последнее время вы раскритиковали нескольких начальников коммунальных служб?

 В руководстве каждого направления должны стоять патриоты города с амбициями, которые могут реализовать себя не как отдельного руководителя, а в составе команды. Закрыть то или иное направление в городе — взять на себя ответственность за эту сферу жизнедеятельности. Когда мы пришли в 2006 в коридоры власти, на каждого была составлена характеристика. Мы создали службу 1562, которая показала: в год — 400 000 заявок, жалоб на коммунальщиков. Сейчас ситуация меняется к лучшему. Если руководитель реагирует на требования харьковчан, он останется. Если я несправедливо сделал замечание — могу исправиться. Поощрение, критика присутствуют в мэрии, как на любом предприятии. Власть должна быть сильной — иначе кто тебя будет воспринимать? Мы же не профессионалы, мы их нанимаем. Мы и сейчас зачисляем людей в кадровый резерв и ведем поиск частных инвестиций. Рано или поздно вся страна придет к этому — все естественные монополии будут или приватизированы, или уйдут в концессию. Мы готовим свои предприятия к этому, потому что не хватит никакого бюджета государственного на их поддержку.

Минфин пока не дает зеленый свет на муниципальный займ. Какими будут действия мэрии?

Ситуация с наполнением бюджета оставляет желать лучшего. Мы готовились к любому варианту государственного бюджета и нашли вариант, по которому можем получить деньги. Прошли аудит и увидели, что можем выпустить городские облигации. По нашим подсчетам, Харькову по силам займ в 500 миллионов гривен. Пошли на это, чтобы обогнать время, пока экономика страны заработает в большем объеме. Мы поручаемся бюджетом Харькова. Но есть процедура, мы должны согласовать с Минфином, а потом получить разрешение на эмиссию в комиссии по ценным бумагам.

Первыми приняли бюджет, передали документы, я лично общался с министром Ярошенко, задавал вопрос, позволяет ли наш бюджет. Он сказал: «да». Деньги-то мы хотим расходовать только на дороги. Мы закупаем благодаря вице-премьеру Колесникову транспорт, мы не можем его выпустить на дороги, которые не ремонтировали десятилетиями. Но столкнулись или с непониманием, или с необъективной оценкой. Не понимаю, в чем виноват Харьков. Нам не объяснили этого.

В Киеве — статистика, у нас - жизнь. Пока мы в переписке с министром. Каждый день у нас просят новые документы. Я уже общался с новым руководителем «Укрэксимбанка», и он сказал, что готов на 300 миллионов выкупить наши ценные бумаги — мы котируемся. Конечно, есть финансовые ограничения, нам не нужен дефолт, как в Греции. Но 500 миллионов займа для Харькова госбюджету погоду не сделают. К нам же приедут европейцы! А министр финансов не хочет поставить себя на место мэра. Получается, мы сегодня просители, но харьковчане — налогоплательщики и просят дать деньги в долг, отдавать будем с процентами.

Сколько времени понадобится, чтобы освоить эти полмиллиарда?

Техника современная, асфальтобетонный завод - мощный. Мы могли бы их освоить до конца года. Проблема будет в людях, потому что каждый город ищет лучших исполнителей работ. Мы в свое время прекратили строить метро - метростроители уехали в Сочи. Сейчас ждем денег. Будет сбой - люди, у которых есть семьи, будут искать другое место. Но пуск 29 станции состоится в 2010 году.

Что касается транспорта - 600 троллейбусов и автобусов мы получим в лизинг по госпрограмме. Не означает ли это, что трамвая как вида транспорта в Харькове не будет?

Маршрутные схемы Харькова устарели, разрабатываем новые с учетом того, как Харьков изменился за последние 20—30 лет. У нас на 1000 человек — 200 машин, как в Европе. А когда мы последний раз расширяли дороги? Рымарскую, Пушкинскую, Жилярди расширили, но этого мало. Трамвай экологически чистый, но требует альтернативы и, что самое главное, компенсации проезда льготников от государства. Тогда трамвай будет точно.

Как часто вы встречаетесь с представителями наших бизнес-кругов? Всегда достигаете договоренностей с предпринимателями, чтобы они по примеру владельцев рынка «Барабашово» вкладывали деньги в город?

Я в прошлом сам занимался бизнесом и понимаю, каким должно быть партнерство. Мы не можем быть выше бизнесмена. Это люди, которые наполняют бюджет, создают рабочие места. Если предприниматель или бизнесмен не понимает правил, по которым работать, когда их штормит от законов, изменений в бюджетный кодекс, бизнес перестает верить власти и уходит в тень. В меру наших полномочий мы даем возможность легализовать бизнес и ждем шагов навстречу. Да, есть трудности. Но это настоящая работа, это не манжет на рубашке поправить...

И все-таки - вы просите помогать или применяете более жесткие методы?

Все способы хороши в рамках закона. У меня достаточно опыта, чтобы, работая во власти, организовать условия для бизнеса. Чтобы они не только платили налоги - это обязанность, но есть еще долг перед Харьковом. Надо вкладывать деньги в развитие города. Если бизнесмен об этом забывает, наша задача - напомнить ему об этом.

Сейчас у всех на устах - конфликт в Лесопарке. Строительство дороги там вот-вот начнется, а Генпрокуратура и МВД только начали проверку?

Проверка идет. Я не сбрасываю со счетов, что мы могли допустить здесь ошибку, но не могу согласиться с тем, что действуем вне закона: все процедуры, которые нужно было соблюдать, мы соблюли.

Заключение экологической инспекции было?

Нельзя путать подготовительный этап и строительство. Не хочу быть обвинителем защитников и не хочу судить. Нас рассудит время. Здесь есть элемент политики. У нас достаточно харьковчан, которые поддерживают развитие города. Те горе-руководители, которые недавно определяли судьбу области, забыли, как строились города, как создавалась инфраструктура. В нашей стране демократия, но она уже перешла все границы. Принципы свободы есть у любого: и у тех, кто за сохранение лесополосы, и тех, кто ее строит. Тут необходим диалог. Я напоминаю, что решение принималось на сессии, не тайно. Те, кто защищают лес, — где они были в 2008, когда все согласования были? Мы проходили согласования, даже через Кабмин и обладминистрацию. А сегодня — это просто подогрев общества.

Вы интересуетесь, на каком этапе дело в прокуратуре о превышении служебных полномочий сотрудниками УВД в момент вашего привода к следователю в июле 2008 года (на пр. Ленина люди в масках остановили машину, самого Кернеса увезли на допрос в Киев по делу о наркотрафике — ред.)?

Юрий Луценко - яркий пример профессионального идиотизма. Фальсификации, которые он патронировал через своих руководителей на местах, были разбиты в судах и не именем Кернеса, а именем Украины. Решения вступили в силу. Он будет отвечать за все свои грязные слова, развешивание ярлыков. Он думает, что всю жизнь будет безнаказанным. Это он «прославлял» Украину в Германии, давал санкции, чтобы очернить людей. Я лично сделаю все, чтобы Луценко не просто извинился, а почувствовал, что такое закон.

Сколько часов в сутки отдыхаете?

Насколько позволяет здоровье. Могу отдыхать несколько часов. Биологические часы мне подсказывают. Нужно уметь расслабляться, потому что не будет результата. Для такой работы важно состояние души: когда человек злой  - плохо. Распорядок день на день не приходится, но ночью я сплю.
 

ИСТОЧНИК: Сегодня