Константин Грищенко: Тимошенко проводила газовые переговоры по ночам

Понедельник , 21 июня 2010, 17:30
Глава МИД – об итогах 100-дневной работы в должности, зачем приезжает Хиллари Клинтон и что Украине даст дружба с Китаем.

Исполнилось 100 дней с тех пор, как вы заняли свое кресло. Чего удалось достичь за это время?

При участии МИД удалось восстановить нормальные добрососедские отношения с Россией, сохранить и активизировать переговоры с Евросоюзом. В то же время мы установили самые тесные отношения с администрацией Обамы, о чем свидетельствуют участие президента в Вашингтонском саммите по ядерной безопасности, предстоящий визит госсекретаря Клинтон 4–5 июля.

Сюда же следует добавить и восстановление отношений с Китаем. Впервые за долгие годы прошла встреча глав государств Украины и Китая в Вашингтоне, Киев посетил министр иностранных дел Китая, который не был здесь 9 лет. А последний визит украинского министра, – кстати, это был я, – состоялся в 2004 году. Есть договоренность о государственном визите Виктора Януковича в Китай осенью этого года. Понятно, что все это визиты не ради визитов. Прежде всего, Китай интересен как потенциальный рынок сбыта для наших товаров и технологий, колоссальный источник потенциальных инвестиций в Украину, мы могли бы сотрудничать и в аэрокосмической отрасли.

Кстати, мы изменили структуру МИД: создали отдельные структурные подразделения, которые ведут стратегические направления – Россия, США, Евросоюз, усиливаем их кадровый состав. Кроме того, ликвидировали торгово-экономические миссии и создали торгово-экономические отделы в составе посольств. Ведь если с Россией, США преобладает политический диалог, то в отношениях с Малайзией или Сингапуром доминирует экономика. И задачи послов во многих регионах – отстаивать наши торгово-экономические интересы.

Недавно президент обязал дипломатов участвовать во всех переговорах и встречах наших чиновников, а МИД – разрабатывать директивы для встреч. Были случаи, что чиновники проводили тайные встречи, не приглашая послов?

Довольно часто правительственные делегации, при предыдущем руководстве Кабмина, в Западной Европе не брали на переговоры украинских послов, что вызывало изумление наших коллег. Так, бывший премьер-министр проводила встречи в Париже, не приглашая посла.

И вас, бывшего посла Украины в России, тоже не звали?

Меня сложно затереть. Со мной этого не бывало. Хотя когда избирают формулу встречи «тет-а-тет», а такое в Москве бывало не редко, то тут уже сложно что-то сделать.

И во время газовых переговоров в январе 2009 года было так?

Это отдельная тема. Там Юлия Владимировна вела их в основном лично. Все это происходило ночью, в здании «Газпрома». Выглядело гротескно, а результат был катастрофичный.

Во время визита в Украину Владимир Путин говорил, что Юлия Тимошенко была готова продлить аренду флота в Крыму, хотя сейчас критикует это решение. Вы, как бывший посол в России, знали об этом?

Тут я могу основываться лишь на том, что заявил глава правительства России. Он сказал, что Юлия Владимировна была готова продлить аренду и на 50 лет. Только с дрожью можно себе представить, что могло быть в пакете в целом.

В прошлом году наши дипломаты жаловались, что у посольств нет денег на оплату телефонных переговоров, бензина. Удалось решить эту проблему?

Есть значительные улучшения, но мы бы хотели большего. Финансирование, которое было на пике экономического роста, еще не полностью восстановлено. Но сейчас посольства работают в штатном режиме – есть минимально достаточные средства на поддержание нормального функционирования посольств.

Правда, что сейчас дипломаты могут вести международные переговоры по телефону не более трех минут?

Нет, мы сняли это ограничение. Но контролируем, чтобы эти разговоры были по делу.

Возвращаясь к послу в России – его нет уже больше трех месяцев. Ходили слухи о скором назначении Владимира Ельченко, главы постпредства Украины при международных организациях в Вене...

Слухи я не комментирую. Решение принимает президент, и пока оно не опубликовано, ничего сказать не могу. Но посол будет, и очень скоро.

В начале июля в Украину приезжает Хиллари Клинтон, чего вы ожидаете от этого визита?

Повестка дня у нас колоссальная. Речь будет идти о подтверждении характера стратегического партнерства в отношениях между нашими странами. Стоит вопрос политического диалога, взаимодействия в вопросах нераспространения оружия массового поражения, борьбы с терроризмом. Мы будем обсуждать и вопросы, которые будут стоять в повестке дня возможного саммита ОБСЕ, он планируется в конце года в Астане, нашей заявки на председательство в ОБСЕ в 2013 г., вопросы взаимодействия в инвестиционной сфере, новой программы с МВФ.

По поводу безвизового режима с ЕС и зоны свободной торговли – когда все это станет реальностью?

Это сложный переговорный процесс, и подгонять его под какой-то срок – самому себе вредить. Президент ставит задачи, чтобы переговоры шли динамично и чтобы мы стремились их завершить в предельно сжатые сроки. По зоне свободной торговли у нас есть несколько серьезных проблем. Например, проблемы с брендингом. То есть наши производители по европейским нормам не могут называть свою продукцию «конъяк». Могут называть только «бренди». Мы работаем, чтобы это изменить. В ЕС уже были прецеденты: если бренд используется на определенной территории в течение 70 лет, то могут быть исключения.

И напоследок, чем вы занимаетесь в свободное от работы время?

Люблю кататься на велосипеде. Посидеть с книгой. Читаю, в основном, историческую литературу. Скажем, по античности, средневековью, историю Персии, например. Считаю, что после Рима в человеческой натуре кардинальных изменений не произошло. Изменился антураж, этические нормы. Но примеры жертвенности, патриотизма, бессовестного предательства – как были тогда, так наблюдаются и сегодня. Изучать человеческую натуру лучше не по фантазиям писателей, а по тому описанию, которое наиболее приближено к фактам.

Кто из дипломатов прошлого вызывает у вас уважение?

Из российской школы дипломатии – это тот же Сергей Витте, который вел переговоры по завершению русско-японской войны. Хотя он не был карьерным дипломатом, просто блестяще выполнял дипломатическую функцию – защиту интересов проигравшей в войне России. И был настолько популярен, когда приехал в США, что о нем говорили как о единственном иностранце, который мог бы победить на президентских выборах. Умение находить общий язык с людьми, с которыми ты никогда не сталкивался, говорить на их языке – это одно из основных качеств, которого часто не хватает тем, кто считает себя дипломатом. Нередко люди ведут переговоры так, что создается впечатление будто они смотрят в зеркало и любуются собой вместо того, чтобы смотреть в глаза собеседника и видеть его реакцию, понимать, что надо говорить вслед за первой фразой.

ИСТОЧНИК: Сегодня