Николай Вашешников: Во время премьерства Тимошенко Госкомрезерв обворовали на миллиарды гривен

Среда , 30 июня 2010, 17:29
Заместитель главы Госкомрезерва – о разбазаривании госсобственности в период 2008–2010 годов.

Николай Александрович, почему вы считаете, что к ответственности нужно привлекать бывших руководителей Госкомрезерва?

Вы думаете, они просто «не заметили» пропажу столь огромного количества товарно-материальных ценностей? Как человек, ранее работавший в правоохранительных органах, могу сказать: о таких видах правонарушений милиционеры даже не мечтают. Обычно, чтобы раскрыть преступление, нужно провести немалую оперативно-следственную работу. Ведь многие дельцы, опасаясь ответственности, балансируют на грани «белых пятен» закона. А тут – никаких сложных схем. Все сделано, как говорится, в лоб, в наглую, с поправкой на безнаказанность. Просто подписывали, продавали и покупали госценности по заниженным или завышенным ценам. Поэтому мы провели большую работу совместно с ГлавКРУ, Генпрокуратурой, МВД и СБУ. Без их участия выявить преступления и задокументировать их было бы сложно.

А как же отчеты, накладные?

Их составляли с «ошибками» на миллионы. Берется, к примеру, накладная по отпуску товара. Пишется номер по порядку, наименование, количество, цена с учетом налога на добавленную стоимость (НДС) и конечная сумма. Как пример, на одной из накладных получалась сумма на 10 миллионов, а на самом деле там должно быть указано 2 миллиона. Мы вначале подумали, что это какая-то неточность. Когда же проверили по банковским проводкам, оказалось, что прошло 10 миллионов. То есть нарушались не только законы Украины, но и законы математики. «Вычислили» сумму, которая оказалась в пять раз больше, чем должна быть! Вместо положенных 2 миллионов со счета госпредприятия списали 10 миллионов. Куда же девались остальные 8 миллионов? Их обналичили и положили в чьи-то карманы. Итого – «навар» в миллионы долларов. И это только по одной операции.

Фантастика...

Я тоже вначале думал, что фантастика. Увы, это реальность.

Огласите, пожалуйста, списки конкретных «рекордсменов». Страна должна знать имена своих «героев»...

На всех «героев» газеты не хватит. Дело в том, что у нас 44 предприятия, входящих в систему Госрезерва. Их суммарный объем не позволяет вместить все запасы государственного материального резерва. Поэтому часть Госрезерва размещена на ответственное хранение в коммерческих структурах – их около 700. Именно с ними и заключались соответствующие договора. В результате «хранения» общая недостача составила 3,35 миллиарда гривен.

Назовите наиболее «отличившихся».

Возьмем, к примеру, ООО «Бабушкины рецепты»: недостача говяжьего мяса в полутушках – 7 тысяч тонн, мясных консервов – более 6 миллионов банок. Общий ущерб государству – 325,3 миллиона гривен. На госпредприятии Хлебная база №74 была выявлена недостача 96 тысяч тонн зерна на сумму 133 миллиона гривен. На фирме «Рондо ЛТД» исчезло 1720 тонн говяжьего мяса стоимостью 67 миллионов гривен. На Луцком комбинате хлебопродуктов №2 недосчитались 39 тонн зерна на сумму 54 миллиона гривен. На «Молочной Ривьере» обнаружена пропажа 244 тонн сладкосливочного масла стоимостью 11 миллионов гривен...

Вы говорите о предприятиях, которые отвечают за сохранность госсобственности. А нам хотелось бы узнать о махинациях, в которых усматривается непосредственное участие бывшего руководства Госкомрезерва...

Один из ярких примеров – биржевой контракт между Госкомрезервом и ООО «Гермес-Трейд» о поставке 22 тысяч тонн сахара: его покупали для закромов родины по оптовой цене 11 тысяч гривен за тонну. На тот момент розничная цена сахара колебалась в пределах 8 тысяч за тонну. То есть «навар» на каждой тонне – более 3 тысяч гривен. Увы, это еще не все. На счет того же ООО перечислили 244 миллиона бюджетных гривен. Но самое интересное – обещанного сахара как не было, так и нет. Подобная ситуация произошла и с ООО «Империал-трейд»: после того как украли 1.8 тысячи тонн мяса стоимостью 22 миллиона гривен, хозяйственный суд Одесской области принял «правильное» решение – о ликвидации этого предприятия. К сожалению, таких случаев немало. Общий ущерб по разворовыванию госсредств – 811 миллионов гривен.

На какую сумму был нанесен ущерб государству в результате заниженных цен?

На 3.1 миллиарда гривен.

А газ тогда был почем?

Рыночная цена природного газа составляла 2,4 тысячи гривен за тысячу кубометров. Но его «уценили» почти в восемь раз, то есть приобрели по 338,7 гривни за тысячу «кубов». Госрезерв вместо денежных средств (446,5 миллиона гривен) получил банковские гарантии, а фирмы – права требования к «Нефтегазу Украины» в полном объеме! В связи с этим мы подготовили кассационные жалобы о признании недействительными результатов конкурса. А также направили обращение в Генпрокуратуру о проверке указанных субъектов хозяйствования. Кроме того, еще нужно разобраться с аукционами, которые Госкомрезерв проводил 20 и 25 июня 2008 года. Тогда через ООО «Мегатрансинвест» было реализовано 651,2 миллиона кубометров природного газа на сумму 523,5 миллиона гривен (из расчета по цене 804 гривен за тысячу кубометров). Сумма убытков составила 388 миллионов гривен.

Как обстоят «горюче-смазочные» дела?

От реализации горюче-смазочных материалов (ГСМ) в 2009 году убытки государству составили 479 миллионов гривен. Для этого были использованы следующие схемы. ООО «Крампер групп» приобрело у Госкомрезерва 11 тысяч тонн дизельного топлива по цене 2100 гривен за тонну. Тогда как его рыночная цена составляла 7250 гривен за тонну. В итоге сумма убытков – 57 миллионов гривен. Почти в пять раз дешевле было продано дизтопливо и ООО «Энергомашимпекс»: предприятие закупило 23.4 тысячи тонн по цене 1500 гривен, из-за чего сумма убытков превысила 134 миллиона гривен. Кроме того, «Энергомашимпекс» получило еще очень дешевый бензин А-80: более 15 тысяч тонн было закуплено по цене 1600 гривен за тонну (рыночная стоимость бензина – 8410 гривен за тонну, «благодаря» чему сумма убытков достигла 107 миллионов гривен). С таким же «успехом» Госкомрезерв продал «Энергомашимпексу» топливо для реактивных двигателей: почти 15 тысяч тонн «ушли» по цене 1350 гривен за тонну (рыночная стоимость – 7647 гривен за тонну). Сумма убытков – 92 миллиона гривен. И таких примеров множество.

На зерновом «фронте» тоже была такая бойкая торговля?

Объемы этих операций и окончательные размеры убытков установлены еще не полностью. На сегодняшний день убытки за счет махинаций со 194 тысячами тонн зерна составили около 470 миллионов гривен. По предварительным данным ревизии госпредприятия «Укррезерв» установлено, что ООО «Аметт», ООО «Крампер групп», ООО «Вакко», выкупив на аукционах зерно третьего и четвертого класса по цене 450–800 гривен за тонну, реализовали его Госкомрезерву уже по более высокой цене: 920–1150 гривен за тонну. То есть «навар» на каждой тонне – 350–470 гривен! Государство при первой покупке зерна заплатило за тонну по 1150–1250 гривен. И это лишь небольшая часть коррупционного айсберга. Уже сегодня можно смело утверждать: продолжающиеся проверки принесут сенсационные результаты, которые повлекут за собой беспрецедентные меры.

На какой период приходится пик этих нарушений?

Основные махинации приходятся на период с октября 2008 года по март 2010-го.

То есть до тех пор, пока Юлия Владимировна была у власти. А как только она ушла...

...Кое-кто из Украины сразу же сбежал. Некоторые угодили за решетку. Уже арестован бывший заместитель главы Госкомрезерва Синьковский. Еще один заместитель – Никитин – проходит по «сахарному» делу.

Неужели они не ведали, что творили?

Скорее всего, чувствовали полную безнаказанность.

Хотите сказать, что эти сделки «крышевались» на правительственном уровне?

Могу сказать лишь одно: все продавалось и закупалось только по постановлениям Кабмина.

В общем-то, Юлию Владимировну можно понять: в 2010 год страна вступила с большими долгами, деньги на президентские выборы тоже нужно было где-то найти. Удивляет другое: куда же смотрели СБУ и Генпрокуратура?

Правительственные постановления были под грифом «секретно». О них могли упомянуть на сайте Кабмина, но сам текст вы там не найдете. Об этом знало только ограниченное количество людей. Поскольку речь шла о конкретном ведомстве – Госкомрезерве, посвящать в это дело Генпрокуратуру или СБУ было необязательно. Эта так называемая секретность и привела к уверенности в безнаказанности. Под завесой секретности отмывали миллиарды. Проверить никто не мог: если «НЗ» засекречен, значит, его трогать нельзя.

Выходит, бывшее окружение Тимошенко знало об отмывании упомянутых 8 миллиардов гривен?

Этим занимаются правоохранительные органы. Мы же понимаем, что для получения, к примеру, 244 миллионов «сахарных» гривен, которые ушли на заграничные офшоры через «Гермес-Трейд», нужна была чья-то воля.

Нас ожидают новые цифры?

Очевидно, в процессе проверок появятся новые суммы ущерба на миллиарды гривен. Нужно учесть, что Государственный материальный резерв состоит из двух составляющих: госрезерва и мобрезерва. Сейчас мы ведем речь только по госрезерву. По мобрезерву проверка только начинается.

Сколько уголовных дел уже заведено?

Шестнадцать. За последние два месяца сотрудниками прокуратуры, МВД и СБУ возбуждены уголовные дела. Мы рассказали вам лишь о некоторых фактах. Есть еще множество, если можно так сказать, «мелких» случаев воровства, где суммы украденного составляют 5–10 миллионов гривен.

Какое количество человек может быть привлечено к уголовной ответственности?

Мы работаем совместно с представителями всех правоохранительных органов Украины и прокуратуры. Сейчас все зависит от собранной доказательной базы и суда. Но ведь дело не в том, чтобы кого-то посадить. Главное – восстановить утерянные запасы. Нам удалось восстановить часть резерва подсолнечного масла и мяса. Некоторые «штрафники» готовы компенсировать убытки деньгами, чтобы избежать уголовной ответственности. К примеру, недавно у нас побывал следователь Житомирской прокуратуры. Он сказал, что руководитель одного предприятия, арестованный судом, выразил готовность возместить двухмиллионный ущерб. Де-юре чистосердечное признание и погашение ущерба служит лишь смягчающим обстоятельством для суда. Ведь преступление уже совершено.

А что осталось в закромах родины?

При проверке 711 предприятий – хранителей Госрезерва нами, совместно со специалистами ГлавКРУ, было установлено, что на 647 из 677 предприятий не обеспечена сохранность госимущества. Из них 163 уже ликвидированы, 83 – признаны банкротами и 29 – не находятся по юридическому адресу.

Каковы будут ваши дальнейшие действия?

Для повышения эффективности управления системой государственного резерва, целевого использования запасов государственного материального резерва, усиления контроля за сохранностью, усовершенствования порядка закупок и реализации материальных ценностей, недопущения выявленных нарушений в дальнейшем разработан и направлен на рассмотрение в установленном порядке проект о внесении изменений в закон «О государственном материальном резерве» и некоторые другие законы Украины. Также разработан проект концепции госпрограммы по реформированию и развитию системы государственного материального резерва. В связи с этим пять проектов уже внесено на рассмотрение Кабмина. Их воплощение позволит обеспечить надлежащий уровень продовольственной, энергетической и материальной безопасности государства.