Патриарх Кирилл: Украина очень близка моему сердцу

Понедельник , 19 июля 2010, 17:30
Глава Русской православной церкви – о происходящем в Украине, новых способах донесения Божьего слова до верующих и возрождении духовности.

Ваше святейшество, не секрет, что вы внимательно следите за тем, что происходит в Украине. За тот год, что вас не было в нашей стране, как вы считаете, что изменилось?

В первую очередь я хотел бы увидеть, что изменилось. Как говорят, один раз увидеть – лучше, чем сто раз услышать. Но уже сейчас видно, конечно, что происходит стабилизация, политическое выравнивание экономических показателей, развитие отношений с миром, и с ближними соседями, включая Россию, и с Европой, и с Соединенными Штатами. Я думаю, что налицо значительно качественные изменения в жизни украинского общества. Хотя, может быть, это, опять-таки, взгляд со стороны. Вот мне хотелось бы увидеть и почувствовать то, что происходит сегодня на Украине, но, если говорить кратко, я весьма положительно оцениваю развитие Украины в последние месяцы.

Ваше святейшество, не секрет, что в Украине и в России так называемые социальные болезни имеют место быть. Какова роль церкви сейчас, может ли эта роль быть гораздо более сильной в том, чтобы бороться с гордыней, со стяжательством, жадностью?

Вот в этом-то и заключается, в первую очередь, социальная роль церкви. Мы сегодня себя не ограничиваем только работой с личностями, и мы не ограничиваем проповедь церкви только проповедью индивидуальной нравственности. А почему? А потому, что исторический опыт показал, что если мы работаем только с человеком, но не занимаемся социальной, социальным измерением, то мы упускаем из вида, из пасторского внимания, самое главное – как внутренний мир человека реализует себя в социуме. Ведь когда острый политический кризис, он проходит просто по человеческим судьбам. От чего это? От внутреннего состояния. Вот почему сегодня церковь говорит, что она идет по миру, держа в руках крест Господень. А что такое крест? Это пересечение вертикального и горизонтального измерений. Вертикальное измерение – это измерение внутреннее человека, человек и Бог. А горизонтальное – это участие человека в общественной жизни. Поэтому ни в коем случае нельзя входить в такой индивидуальный, индивидуалистический морализм и говорить, что все, что касается общества – нас не интересует, вот мы только человеком занимаемся. Как нельзя и говорить другое, что нередко сегодня присутствует в мировом христианстве: мы занимаемся общественными проблемами, а личная жизнь – это личная жизнь человека. Там его свобода, там он сам все определяет. Православная церковь ни в коем случае не выступает против свободы личности, но призывает человека к такому развитию, когда бы свобода реализовывалась в рамках нравственной ответственности человека перед Богом.

Ваше святейшество, наше общество современное называют обществом потребителей. Что церковь делает для того, чтобы духовные ценности превозобладали в человеке над материальными?

Вы очень правильно сформулировали вопрос. Почти так, что мне и отвечать нечего. Потому, что с одной стороны, материальное потребление – это естественное стремление человека, если человек не будет заботиться о материальном потреблении, он погибнет. Это все связано с выживанием человека. И ни в коем случае церковь, не может занять, опять-таки, такую отстраненную, морализаторскую позицию – что, знаете, не думайте обо всем. Это будет очень неправильно. А вот против чего церковь выступала, выступает и будет вступать? Она выступает против того, что святые отцы называли похотью плоти. Это когда доминантой в человеческой жизни становится потребление. Удивительные слова Спасителя: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? Не знаю, нужно золотыми буквами в каждой комнате повесить. Особенно иногда в гардеробных комнатах богатых людей.

Недавно вы призвали священнослужителей активнее использовать в общении с верующими людьми новые технические средства, интернет, социальные сети. Но ведь это не может заменить общения, непосредственно человеческого общения.

Совершенно верно. Но что такое, например, сегодня социальные сети, интернет, которые осуществляют свои коммуникации через электронную почту? В конце концов, речь идет о конверте. Используем ли мы классический конверт, кладем туда написанное от руки письмо – или используем электронную форму. Все это технические носители, это то, что к сути дела не относится. Сейчас у священников, богословов, есть возможность передавать письменно свои мысли, делиться своим духовным опытом, отвечать на недоумения других людей включаться в полемику. Поэтому я призываю духовенство участвовать во всей этой современной жизни, в этом обмене информации, но только с очень высоким чувством ответственности. Нельзя просто болтать в интернете, нельзя говорить от ветра головы своя, кроме того, нельзя свои собственные мысли часто подавать таким образом, чтобы люди воспринимали это как мысли церкви. Потому что священники – это лидеры, они должны давать пример. Поэтому воспитание современного священника, создание условий для его постоянного духовного роста является важнейшей задачей епископата. Вот если совсем сказать какую-то вещь такую, может быть, неожиданную – мы очень нуждаемся в подвижниках, и нужно делать все для того, чтобы таких подвижников становилось как можно больше. Они как локомотивчики потянут за собой весь народ.

Я с радостью снова еду в Украину. Я надеюсь посетить Одессу, Днепропетровск, Киев, опять помолиться со своим верующим народом, прикоснуться к святыням, о многом, может быть, подумать, многое понять. Потому что такие поездки очень важны для предстоятеля церкви. Я хотел бы, пользуясь случаем, сказать, что Украина очень близка моему сердцу по многим причинам. Но, может быть, самая главная причина – это сила веры, сила религиозного чувства, это чистота и естественность проявления этого чувства. Дай Бог людям сохранить эту веру, а вместе с ней – и замечательную традицию Киевской Руси.

Напомним, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл будет находиться с визитом в Украине 20-28 июля.

ИСТОЧНИК: Подробностей