Геннадий Кернес: Власть услуг не оказывает, а создает условия

Пятница , 23 июля 2010, 18:26
И. о. Харьковского городского головы – о дороге в Лесопарке, местных выборах, подготовке к Евро-2012, коммунальной реформе в Харькове и личных планах.

Харьков, первая столица, догоняет Киев по количеству новостей и скандалов. С переходом Михаила Добкина на пост губернатора, город возглавил секретарь горсовета Геннадий Кернес. И на ближайших выборах он, похоже, намерен избавиться от приставки и.о, став новым мэром Харькова.

Человек, которого мир узнал по фразе «Миша у тебя скучное лицо, тебе никто денег не даст», лучезарно улыбается фотографу. Офис в бизнес-центре, где Кернес встретился с журналистом, обильно обставлен старинными книгами и иконами. «Это друзей, я гость в столице» - говорит он в начале часовой беседы о дорожной войне, конкуренции, подготовке к ЕВРО, коммунальной реформе в городе и личных планах.


(Интервью журналу «Корреспондент» от 23.07.2010 г.)

ДОРОЖНЫЕ СПОРЫ

Кадры, где харьковские «зеленые ленты» бросаются под бульдозеры, вернули украинский политикум и СМИ из летней спячки. И Вас сделали главным ответчиком за скандал. Правда, что парламентский комитет по природопользованию запретил все работы в Лесопарке «до выяснения»?

Есть конкретная статья закона, которая четко описывает полномочия комитета. И по результатам рассмотрения комитет может принять рекомендации, и передать их для нашего рассмотрения. Запретить строительство – это не компетенция комитета, он не входит в систему разрешительных органов власти. Кроме этого, мы не видели ни одной ссылки на законы в этом документе. Это эмоциональное решение, отвечающее политической конъюнктуре, поскольку комитет состоит из представителей определенных партий.

Как руководитель Харькова, я хочу сказать, что строительство дороги соответствует действующему законодательству, и никаких келейных решений и подковерных игр вокруг этого нет. Все аргументы в пользу дороги лежат на поверхности. Каждый год к уже имеющимся в Харькове авто прибавляются 25 тысяч новых. А дорог за тридцать лет знаете сколько построено? Ни одной! В итоге – пробки не только в центре города, но и вокруг. Улица Сумская в районе Лесопарка забита! А стоящие, ползущие машины – проблема не только для водителей, но и для экологии. Эксперты посчитали, что если автомобили будут двигаться с нормальной скоростью, выхлоп вредных веществ снизится в десятки раз.

Ваши оппоненты заявляют, что под предлогом строительства дороги в парке отдадут землю под апартаменты и гостиницу. Это так?

Решение о строительстве дороги от Сумской до Новгородской депутаты горсовета приняли в 2008 году, и оно предусматривало механизмы привлечения инвесторов для строительства дороги. Чтобы привлечь деньги, которых не было в бюджете, мы в качестве стимула предоставляли земельный участок для строительства апартаментов или спортивных сооружений с сохранением рекреационного статуса этих земель. Но наши планы смешал кризис, и работы отложили.

А дальше – в 2010 – Харьков получил право на проведение матчей чемпионата Европы по футболу в 2012 году, и, как следствие, мы имеем целевую программу по ремонту и реконструкции дорог, и финансирование под нее. Дорога строится за счет бюджета. И никаких апартаментов – акт на эту землю выдан нашему управлению капитального строительства с целевым назначением «строительство дороги».

Противники дороги сами сделали расчеты, и по ним автодорога будет пропускать до 3 000 машин в час, за десять часов это 30 000 автомобилей. Это разгрузит остальные направления? Разгрузит.

Также хочу обратить внимание на то, что все говорят о парке. Но ведь парк – это когда ухожено, когда освещение, когда есть места отдыха для всех – и детей, и пенсионеров. Мы с губернатором Михаилом Добкиным недавно заложили символ на месте будущего современного парка аттракционов и развлечений для людей всех возрастов и возможностей.


Парк - это когда есть место для детей...


...и пенсионеров

Сейчас идет работа над проектом, мы провели масштабные маркетинговые исследования. Парк будет достопримечательностью не только Харькова, но и всей страны. Он откроется ко Дню города в 2012 году.

«Зеленых» особенно беспокоили вырубленные деревья, вас обвинили в уничтожении «Легких Харькова»...

Исполком разрешил вырубить под строительство 503 дерева. Но есть и другое решение – о компенсации и высадке 1 006 деревьев, восьмилетних саженцев. Где их высадить – решат специалисты.

Последний вопрос о дороге. Когда по ней можно будет проехать?

Пуск намечен на 23 августа, это День города. Мы строим. Это, кстати, будет лучший ответ. В Харькове всегда строились жилые массивы, удалялись деревья, выравнивалась земля, и за этим следовало благоустройство, и развитие территории. Мы говорим о развитии Харькова, о том, что город взрослеет.

Я уверен, что говорить о том, как все плохо, и критиковать власть – это не сложно. А вот объективно рассмотреть все вопросы «за» и «против» – это надо иметь сознание, направленное на интересы развития Харькова, а не на узкопартийные и меркантильные интересы. Поэтому, когда говорят о том, что там все завязано на деньгах – это не что иное, как субъективное мнение некоторых политиков-неудачников.

КАК ПОБЕДИТЬ ЖКХ

Кабмин уже ставит Вас в пример остальным мэрам в вопросах реформы ЖКХ. Что можно было сделать, тем более в условиях кризиса?

Мы не можем решить одним днем все, это невозможно. Я продолжаю те системные подходы, которые были заложены при Михаиле Добкине, потому что, когда мы с ним обсуждали развитие того или иного направления жизнеобеспечения города – мы всегда руководствовались стратегией продумывания на несколько шагов вперед. Сегодня Михаил Добкин – губернатор Харьковской области, но мы по-прежнему в одной команде.

Вначале мы боролись просто за выживание, потому что приняли ЖКХ в городе с большим минусом, не было ничего – ни людей, ни специалистов, ни расходных материалов. Пример – лифты, которые установлены в жилых домах. Часть лифтов разграблена, часть стоит. Но ведь лифт – это же очень важно. Тем более что лифт входит в стоимость квартирной платы. Раньше лифты Харькова обслуживали частные коммерческие предприятия – это нормально в период рыночной экономики, но сам процесс был организован безответственно. Не с кого было спрашивать. Поэтому мы первым делом создали коммунальное предприятие «Горлифт» и построили ремонтный завод. Можем сами сделать лифтовую кабину, отремонтировать двигатель, который раньше нужно было везти в Кременчуг. Также мы объединили службу электриков и механиков, потому что лифт без электричества работать не будет.

Да, сегодня «Горлифт» в Харькове – это искусственный монополист, но это не значит, что городская власть против конкуренции. Просто для нее должны быть созданы хорошие законодательные условия, стране нужен новый Жилищный кодекс. В том, по которому мы сейчас работаем, написано «Выполняй решения съезда КПСС», а мы давно живем в независимой Украине.

Хорошо, что новое правительство опять обратило внимание на эту проблему из проблем – ЖКХ. Кроме этого мы надеемся и на реформу органов местного самоуправления. Чтобы они были более самодостаточными и могли более оперативно реагировать на те или иные вызовы. Знаете, как говорят, что мужчина должен построить дом, женщина принести в него тепло и уют, а власть должна создать для этого все условия. Власть услуг не оказывает, а создает условия.

О ВЫБОРАХ


31 октября пройдут местные выборы. Вы будете баллотироваться в мэры Харькова или это еще секрет?

Я член команды Партии регионов, руководитель городской партийной организации. Мы готовимся к процессу выборов, тем более, что изменилось предвыборное законодательство. Мы будем более активны с точки зрения партийных возможностей. И, конечно, я буду участвовать в выборах, но в каком статусе – еще не скажу. Придет время и будет ответ и на этот вопрос. Пока я продолжаю выполнять повседневную работу по жизнеобеспечению, благоустройству и развитию территории Харькова.


ЕВРО–2012

Харьков готовится принимать матчи футбольного чемпионата Европы. Говорят, что почти все в Харькове делает бизнесмен Александр Ярославский. Какова роль муниципалитета в этом вопросе?

Вы поверите, как пример, чтобы бизнесмен вложил 10 млн долларов США в проект, который не принесет ему выгоду? Я нет. Поэтому мнение о том, что господин Ярославский сделал для Евро-2012 в Харькове больше чем государство, мэрия и все, кто имеет к этому отношение – не объективное. Александр Владленович – это президент футбольного клуба «Металлист», и частный инвестор, который развивает объекты, находящиеся в его собственности.

Пример – аэропорт. Право на аренду аэропорта аффилированные с Ярославским структуры выиграли задолго до того, как Харьков получил право на проведение Евро-2012. Как любой инвестор, он имеет обязательства по выполнению условий договора. И Ярославский выполняет свои обязательства – строит новый терминал. А это – как торговый центр, где будут работать рестораны, кафе, магазины и все это не бесплатно. А строительство новой взлетной полосы, рулежек, инфраструктуры – это все за счет государства и города. Мы нашли такую схему сотрудничества с инвестором, чтобы в Харькове был безопасный и современный аэропорт, и инвестору это было выгодно.

Кто-нибудь из крупных гостиничных инвесторов уже изъявил желание зайти на харьковский рынок?

Сегодня власть в Харькове не занимается бизнесом, она создает условия для реализации возможностей бизнеса, в том числе и финансовых. Я недавно участвовал в форуме по привлечению крупных гостиничных инвесторов в Украину для строительства инфраструктуры к Евро-2012. Одной из проблем, озвученной бизнесом, была проблема невозможности просчета финансовых и строительных планов. В Харькове мы готовы продемонстрировать, как мы слажено и четко умеем работать, если у инвестора появился интерес.

ПЛАНЫ

Каким вы видите свое будущее в политике?

Я чувствую в себе силы для реализации тех программ и идей, которые уже начаты с моим участием. Их надо довести до логического завершения. Я вижу создание устойчивой системы взаимоотношения той политической силы, которую я представляю с горожанами. Харьковчане должны знать, что если они обратятся – то их вопрос будет решен. Когда – это уже возможности. Мы должны вернуть веру людям в то, что власть – она не в телевизоре, а на местах. Я вижу себя, как человека, который будет принимать участие в создании этой системы.

Кроме этого я хочу двигаться в сторону молодежи. Ведь как говорят – предыдущие поколения они строили страну и города. А что наше поколение? А по большому счету мы должны не в политику играть, а возрождать, возрождать и возрождать. Молодежь должна участвовать в развитии города и страны. Взрослея, больше хочется видеть позитива в этом отношении.


«Я чувствую в себе силы»

Не планируете перебраться в Киев?

Я люблю Харьков. Когда была мажоритарная система, я мог стать народным депутатом, но дважды избирался в городской совет. Третий созыв прошел по спискам Партии регионов. Сегодня исполняю обязанности городского головы – это большая ответственность. Харьков – это единственный город в Украине, который имеет четыре награды совета Европы. Мне здесь хорошо – и это самая большая награда.