Михаил Добкин: Нам пришлось не просто «перезагрузить» власть, а выстроить заново всю властную вертикаль

Вторник , 26 октября 2010, 17:27
Председатель Харьковской областной государственной администрации – об итогах первого года работы, развитии сельского хозяйства и стабилизации цен.

«Прямая телефонная линия» газеты «Слобідський край», опубликована в №124 от 23 октября 2010 года

Михаил Маркович, заканчивается непростой год, в котором состоялись выборы, смена власти. Какие главные проблемные вопросы возникли перед вашей командой, какие задачи вы ставите перед собой, удается ли их решать?

Смена власти, которая произошла в стране и в Харьковской области, меня как руководителя заставила, прежде всего, проанализировать возможности чиновников разных уровней вертикали исполнительной власти. То, что я увидел, вызвало у меня сложные чувства: некомпетентность, несоответствие занимаемой должности, непрофильное образование, отсутствие управленческого опыта.

По большому счету, начиная с апреля, нам пришлось не просто «перезагрузить» власть, а выстроить заново всю властную вертикаль. Ведь что такое вертикаль власти? Это не просто единоначалие, расстановка на ответственные должности людей, которым доверяешь, – это еще и полная уверенность в том, что любое решение, будь то Указ Президента, Постановление Кабинета Министров или распоряжение председателя областной государственной администрации, будет исполнено. И вопрос не только в исполнительской дисциплине, но и в профессионализме тех людей, которые будут это решение выполнять, в системе обратной связи – должна быть возможность узнать о результате выполнения поставленной задачи не только по отчетам.

Построение такой вертикали – одна из самых сложных задач. В 2005 году со многими специалистами расправлялись очень жестко, лишая их работы, невзирая на их профессиональные качества, только лишь за то, что они поддерживали тогда кандидата в Президенты Виктора Федоровича Януковича. Мы сегодня ликвидировали кадровые проблемы на 99%. Понятно, что в дальнейшем будет и ротация, будем стремиться привлекать к работе максимально подготовленных специалистов. Я своей команде сказал: если будет кто-то, кто работает лучше вас, то, не зависимо от наших прошлых отношений, мы будем брать лучших.

Недавно был опубликован отчет независимой аудиторской проверки деятельности предыдущего правительства. Открылось множество злоупотреблений, повлекших за собой убытки на десятки миллионов гривен. Есть ли какие-то данные по Харьковской области?

Я не владею сегодня материалами аудита и мне неизвестно, что по Харьковской области натворила госпожа Тимошенко. Могу сказать одно – хищение и нецелевое использование средств государственного бюджета было таким, что сегодня ведущие американские, мировые издания по итогам проверки говорят о том, что таких чудовищных объемов хищений невозможно представить ни в одном европейском государстве. Это сопоставимо лишь с правлением африканских диктаторов, которые грабили страну и не гнушались заниматься даже людоедством. Разницы между опальным правителем Центральной африканской республики Жаном-Биделем Бокассой и Тимошенко нет никакой. Если господин Бокассо ел людей физически, то госпожа Тимошенко их точно так же уничтожала, направляя на свои выборы те деньги, которые должны были идти на социальные выплаты

Вопрос о проблемах села. Жаркое лето негативно сказалось на урожае. Выполняются ли условия моратория, подписанного между представителями сельхозпредприятий, предприятий перерабатывающей промышленности, торговых сетей и облгосадминистрацией с целью предотвращения вывоза стратегического запаса зерна? Обеспечены ли перерабатывающие предприятия необходимым количеством зерна для производства «социального хлеба»?

Вы каждый день едите хлеб?

Конечно.


Вы покупаете социальные сорта хлеба? Цена на них поднялась?

Нет.

И не поднимется. Потому что Харьковская область обеспечена необходимыми запасами зерна до следующего урожая. Более этого, мы сейчас имеем возможность закупать в полном объеме муку первого сорта по цене 1950 грн за тонну и высшего сорта по цене 2050 грн за тонну. Стоимость муки в этих пределах позволяет хлебопекам сегодня удерживать те цены, которые были три-четыре месяца назад. Нет абсолютно никаких предпосылок поднимать цену.

Я абсолютно уверен, что, если бы мы не подписали меморандум и не держали бы на контроле эту ситуацию, фактически административно влияя на цену социальных сортов хлеба, то некоторые хлебопеки, воспользовавшись всеобщим ажиотажем и ростом цен, подняли бы цену на социальные сорта, говоря о том, что растут зарплаты, энергоносители, растет стоимость зерна и муки.

Пока что бороться с тем беспределом, который достался нам в наследство, можно лишь используя административные методы. Мы их не боимся, мы их не стесняемся. В конце концов, это действенный метод навести порядок в собственном доме и заставить всех работать в соответствии с действующим законодательством.

Вы упомянули рост цен на продукты питания. Такая ситуация возникала и раньше. Каковы главные причины этого и что нужно сделать, чтобы ценовая ситуация на рынках была относительно стабильной?

Проблема роста цен имеет несколько составляющих. Но если эффективно использовать свои полномочия и не бояться принимать на серьезные меры, то скачков цен можно избежать.

Совсем недавно инспекция по контролю за ценами не занималась выполнением своих прямых функциональных обязанностей. Кроме того, что они ходили и собирали с людей деньги, проводя проверки, ничего не делалось. Антимонопольный комитет в одиночку бился, но у него есть четкая направленность и не везде хватает полномочий. Областная государственная администрация образца господина Авакова не прикладывала никаких усилий для того, чтобы сдержать рост цен и выработать четкую понятную систему контроля своих же распоряжений о предельных наценках для торговли и предельной рентабельности для производителя.

Сегодня мы пытаемся выяснить, почему такая высокая арендная плата за прилавок на рынках, хотя в бюджет города идет максимум 2–3 грн, а с людей берут по 70–80 грн в день за торговое место, почему ветеринары вместо 7,9 грн за справку берут более 70 грн. Ведь в итоге это все накапливается и выливается в конечной цене, которую платит потребитель. Кто приобретает продукты на рынках? Те, кто не может позволить себе покупать в магазинах, где они еще дороже. Мы проверили ряд торговых сетей. Цены там на порядок выше чем на рынке. При этом один и тот же производитель может с выгодой продавать гречку по 10 грн на ярмарке, по 12,5 грн на рынке и по 17 грн в магазинах.

То же самое у нас с картошкой, с теми продуктами питания, которые составляют основу рациона людей с низким достатком. Наша главная задача сегодня – выстроить такую систему, при которой невозможно было бы спекулировать даже во время сезонов. Понятно, что под Новый год какая-то группа товаров дорожает, летом что-то дешевеет – фрукты, овощи. Этот год был очень сложный для огородников, у многих урожаи погибли. Поэтому стоимость той же картошки определялась не реальной экономической ситуацией, а ажиотажным спросом и желанием некоторых людей на этом нажиться. За счет ярмарок и других мер мы смогли сбить стоимость картофеля с 6 грн за кг до 4 грн. Это говорит о том, что даже по 4 грн было выгодно торговать. Будем работать в этом направлении.

Мы не работаем как пожарная команда. Мы работаем системно, и некоторые вещи, которые кажутся как бы разрозненными, между собой все равно имеют незримую связь. Мы выстраиваем единую систему возвращения власти и закона на территорию Харьковской области.

В последние годы постоянно говорят об инвестициях как факторе экономического развития государства. Но инвестиционного прорыва так и не произошло. Почему?

Есть инвестиции отечественные, есть иностранные, а есть имитация инвестиций. Вот у нас великий имитатор, господин Аваков, сегодня заявляет, что у нас идет отток иностранных инвестиций. Мы проверили характер и происхождение тех финансов, которые якобы от нас сегодня уходят. Это деньги кипрских оффшорных компаний. У меня есть основания предположить, хотя я могу ошибаться, что это собственные деньги господина Авакова, которые были заведены в ряд бизнесов, расположенных в Харьковской области, а сегодня, не имея возможности залезать в государственный бюджет, этот бизнес стал ему неинтересен, и он вывел собственные средства, в том числе и оборудование.

Никогда массово не придет настоящий иностранный инвестор. Точечно – да. У нас работают прекрасные проекты, в том числе «Филип Моррис», пивзавод. Но посмотрите направленность – это не те продукты, которые работают на благо нации, на здоровье граждан, это точечные финансы, которые позволяют получать хорошую прибыль. И слава Богу, что они у нас есть. Люди все равно курят, все равно пьют пиво, и я благодарен тем иностранным инвесторам, которые сегодня развивают эти предприятия, в том числе заботясь и о социальной составляющей – у них есть ряд серьезных социальных программ.

Но мы говорим сегодня об инвестициях в пищевую промышленность, в строительство, туристическую сферу. Однако за 8 месяцев работы мы физически не успеем создать в регионе условия, которые позволили бы по-другому оценивать потенциал Украины. Ребенок вынашивается дольше 8 месяцев! Нужно время. Только путем ликвидации годами создаваемых преград мы сможем выстроить такие условия для инвесторов, которые заставят их идти сюда и работать.