Виктор Занфиров: Чем больше украл чиновник – тем громче он кричит политических репрессиях

Пятница , 28 января 2011, 17:37
Заместитель генерального прокурора Украины о сроках выплаты заработной платы, взятках и политически репрессиях.

Согласно выводам международного аудита, обнародованным на пресс-конференции 14 октября, найдены доказательства мошенничества и нецелевого использования государственных средств. По заявлению партнера фирмы Akin Gump Strauss Hauer & Feld Марка Макдугалла, есть ряд соглашений, «которые ведут непосредственно к Юлии Тимошенко и иным членам ее правительства». У отечественных профессионалов не возникает чувства обиды из-за того, что для проверки эффективности использования бюджетных средств Кабмин привлек американскую юридическую компанию?

За три месяца работы на должности заместителя генерального прокурора я столкнулся с тем, что когда проворовавшегося чиновника берут за живое, он тут же начинает кричать о политических репрессиях. Причем чем больше украл – тем громче кричит. Поэтому правительство избрало очень правильный путь, обратившись к независимым зарубежным экспертам. А коль выявили нарушения – их выводы следует передать в правоохранительные органы для правовой оценки.

Пока эти материалы к нам еще не дошли. Тем не менее мы не сидим сложа руки. В этом году нами опротестовано постановление Кабмина от 26.11.2009 №1270. В свое время правительство поддержало предложение Минтруда и соцполитики о привлечении под госгарантию иностранного кредита в сумме до $400 млн. Эти деньги предназначались для закупки автомобилей для инвалидов. В Генеральной прокуратуре пришли к выводам, что данное решение было принято с нарушениями Конституции и Бюджетного кодекса Украины, без предварительного утверждения Радой объемов бюджетных затрат и без их надлежащего обеспечения. Протест Генпрокуратуры был удовлетворен.

Также мы принимали решения по информации, полученной из Главного контрольно-ревизионного управления и Счетной палаты. Там море вопросов и ряд серьезных уголовных дел. В частности, по агрофонду, по зерну, проведению тендеров.

Например?

В Волынской области возбуждено уголовное дело относительно должностных лиц ГАК «Хлеб Украины», которые разбазарили тысячи тонн зерна Аграрного фонда на 33 млн. грн.

Совсем недавно возбуждено уголовное дело относительно бывшего заместителя директора Департамента капитального строительства и обеспечения жильем МЧС Украины. Его обвиняют в злоупотреблении властью. Генеральной прокуратурой было установлено, что бюджетные деньги из стабилизационного фонда были пущены на покупку 40 квартир в городе Кагарлыке (Киевской области). По выводам ГлавКРУ, потери активов госбюджета только от этой операции превысили 10,8 млн. грн, поскольку цены на квартиры были завышена почти в три раза.

На заседании коллегии Генпрокуратуры вы заявляли, что Госкомзем ненадлежащим образом контролировал соблюдение земельного законодательства и его руководители сами зачастую совершали правонарушения. Виновные понесут наказание?

Действительно, по результатам проверки соблюдения земельного законодательства нами выявлены нарушения в деятельности Госкомзема. Речь идет о ненадлежащем контроле за использованием и охраной земель. Для исправления ситуации Генпрокуратура в этом месяце внесла представление в Кабмин и проинформировала президента.

В то же время в действиях отдельных должностных лиц Госкомитета усматриваются признаки преступлений. В частности, Госкомзем дал позитивное заключение при отводе в 2007 году Киевским горсоветом 323 га земли для жилой застройки (неподалеку Троещины). Однако эта земля расположена за чертой города – на территории Броварского района Киевской области. Материалы проверки по данному эпизоду направлены в прокуратуру Киева, где уже расследуется уголовное дело, возбужденное по фактам злоупотреблений во время выделения земли в столице.

С чем связан интерес Генеральной прокуратуры к «Укоопспилке»?

На основании обращения в Генпрокуратуру министра аграрной политики Николая Присяжнюка и одного из народных депутатов Украины нами начата соответствующая проверка. С привлечением специалистов ГлавКРУ и МВД мы проверяем законность использования имущества предприятия потребительской кооперации («Укоопспилки»), в частности его продажи и списания, передачи в аренду и т. п. Следует отметить, что эффективность распоряжения этим имуществом существенно влияет на развитие сельских территорий.

Недавно президент Янукович подписал закон, устанавливающий жесткие сроки выплаты заработной платы. Какова в целом по стране ситуация с выплатами, какие регионы и сферы экономики являются своеобразными рекордсменами?

В начале года ситуация была довольно сложной. Задолженность в целом по стране составляла 1,9 млрд. грн. К началу октября она уменьшилась до 1,2 млрд. грн. Как видите, разница существенная. И в этом немалая заслуга прокуратуры.

Больше всего долгов по зарплате все еще числятся за предприятиями в Крыму, Киеве и Донецкой области. Среди лидеров – Министерство промышленной политики. Там самая большая задолженность. Хотя она есть везде: в министерствах транспорта, регионального развития и строительства, угольной промышленности, по делам семьи, молодежи и спорта, аграрной политики, а также в Фонде госимущества. По материалам прокурорских проверок к ответственности привлечено более семи тысяч должностных лиц. В том числе, Госкомитетом телевидения и радиовещания наказаны директора двух государственных издательств-должников.

Сколько возбуждено уголовных дел и какова их судебная практика?

Всего по фактам нарушений законодательства об охране труда органы прокуратуры возбудили более двух тысяч уголовных дел, почти 90% из них направлены в суд. Статья 175 Уголовного кодекса не предусматривает жестких санкций. Как правило, это условное наказание – то есть отсрочка исполнения приговора. Но ведь перед нами нет задачи посадить всех поголовно. Я глубоко убежден, что в тюрьмах должны находиться бандиты и убийцы. А лица, совершившие экономические преступления, обязаны отвечать, прежде всего, финансовыми санкциями. В данном случае нас интересуют выплаты задолженности по зарплатам.

Согласно действующему Закону «О прокуратуре», одна из задач – надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. По Конституции 1996 года общий надзор из числа функций прокуратуры исключен. Правда, в переходных положениях законодатели прописали норму, согласно которой прокуратура продолжает исполнять эту функцию до принятия соответствующих законов. Ваша точка зрения?

Некоторые наблюдатели утверждают, что функции общего надзора в прокуратуре – это элементы тоталитаризма, хотя во всех европейских странах используются элементы общего надзора, однако они называются по-другому. Но ведь и в Украине с 2002-го нет общего надзора как такового – есть надзор за соблюдением конституционных прав граждан и защита интересов государства. Два года тому назад та же Венецианская комиссия согласилась, что в Украине подобная функция должна быть. Возьмем, к примеру, проблему выплаты заработной платы. Кто этим вопросом серьезно занимается кроме прокуратуры? За ненадлежащую работу на этом направлении нами привлечено к ответственности 360 должностных лиц различных контролирующих органов – госинспекций по труду, налоговиков и т. п. Кто в нашей стране кроме прокуратуры защищает права малоимущих, пенсионеров, инвалидов, детей? Ответ очевиден. Я согласен, что прокуратура не должна подменять работу контролирующих органов, вмешиваться в деятельность коммерческих структур. Но вовремя поправлять и напоминать обязанности тех же органов власти – это наша задача.

Во время недавнего межведомственного совещания в Генпрокуратуре в выступлениях некоторых руководителей мне послышались тезисы, созвучные идеям ювенальной юстиции? Ваше отношение к этому направлению юриспруденции?

Идеи ювенальной юстиции витают в Украине последние лет пять. Но мало кого интересует, сможем ли мы в своей стране создать подобную систему. Можно разработать сколько угодно красивых проектов и концепций, но для их реализации необходим немалый ресурс. И человеческий, и материальный. Мое мнение: ювенальная юстиция у нас не реальна. Более того, в Европе от нее понемногу отказываются. А мы все норовим надеть на себя костюм с чужого плеча. Хотя реформы в сфере защиты прав детей необходимы.

В отличие от проекта развития ювенальной юстиции из Концепции уголовной юстиции изъято упоминание о создании единой информационной базы «проблемных» детей. Какое ваше мнение по этому поводу?

Лично я не понимаю критику этой идеи и считаю, что такая база должна существовать. Мы не видим полной картины происходящего с детьми. Сегодня такое представление у нас искажено. У МВД – одни данные, в Минсемьи – иные. Нет у нас четкого понимания и ситуации, связанной с употреблением наркотиков. У каждого ведомства свои цифры, а для того чтобы лечить болезнь – необходимо знать диагноз.

В прокуратуре Киева отмечают «крайне недостаточное влияние органов исполнительной власти и местного самоуправления» на детскую и подростковую проблематику. Мол, в столице региональные программы профилактики правонарушений практически не финансировались, а значительная часть средств использовалась на праздничные мероприятия. Насколько подобная ситуация распространена? Есть ли факты, к примеру, нецелевого использования бюджетных средств данной категории?

Подобная ситуация сложилась не только в столице. Я не скажу, что во всех, но во многих регионах Украины так точно.

В этом году прокуратурой установлены факты разворовывания почти двух миллионов гривен, выделенных из казны на финансирование детских учреждений. Возбуждено 46 уголовных дел, половина из них уже направлена в суд. В частности, в Луганской области директор профлицея более 800 тыс. грн, выделенных под бюджетную программу «Подготовка рабочих кадров в профессионально-технических учебных заведениях», самовольно перенаправил на содержание базы отдыха. По ч. 1 ст. 210 УК Украины (нарушение законодательства о бюджетной системе) прокуратура Луганска возбудила уголовное дело.

 

ИСТОЧНИК: Профиля