Директор харьковского турагенства об отдыхе в Египте: При форс-мажоре никто никому ничего не должен

Юлия Остапенко  |  Понедельник , 31 января 2011, 09:26
Седьмой день в Египте противостояние. В Шарм-Эль-Шейх ввели войска. Несмотря на это, украинские туристы все равно летят на курорт.

В столице, больших городах и на курортах, таких как Хургада и Шарм-Эль-Шейх, дежурят военные. По информации телеканала "Аль-Джазира", в столкновениях между манифестантами и полицией уже погибло 150 человек. Тем не менее, харьковчан данный факт особо не пугает, говорят в турагенствах. Несомненно, спрос упал, но те люди, которые ранее бронировали туры на ближайшие дни, отменять их не спешат. Даже цены не падают, говорит Ольга Кирик, директор одного их харьковских турагентств. До конфликта в Египте отель пять звезд в среднем стоил около 500 долларов, а сегодня эта цена - 450. Если же туристы вдруг передумают лететь, деньги им никто не вернет.

 Ольга, а что туроператоры говорят?

Понимаете, все очень быстро развивается. Ведь только недавно все беспорябки были только в Каире, а сейчас все распространяется уже на курорты. Но я еще официальной информации не видела, что на курортах что-то случилось. Пока на курорты в штатном режиме летают самолеты, и проблем никаких не было. Что и как делать дальше? Будем звонить операторам и узнавать. Как оператор будет на это реагировать, трудно сказать.

Неделю назад, когда только начиналась ситуация забастовок в Каире, Тез-тур, например, заявил, что если туристы не хотят ехать, то могут перенести поездку на другие даты в течение месяца, а аннулировать поездку можно только со штрафом. Пока самолеты и в субботу и воскресенье вылетали, аэропорты не блокировались ни в Шарм-Эль-Шейхе, ни в Хургаде.

 А люди боятся ехать или нет?

 Не могу сказать, что боятся. Скорее, опасаются, Наши туристы, которые вот-вот должны лететь в Египет, больше всего опасаются, что там мародерство начнется, и они не смогут обратно улететь. Но в Интернете все туристы пишут, что там нормально (на курортах) и даже никто ничего не знал о перевороте до сегодняшнего дня, и только когда прилетели сюда, уже тут узнали, что в Каире такое творится. Официальной информации относительно Египта, нам не дают. Люди, которые должны вылетать 5-го февраля, сегодня звонили и спрашивали, что можно решить с путевкой. Будем созваниваться с оператором и узнавать, как они будут поступать с туристами. Просто официальной информации туроператоры нам пока не давали.

 Что является форс-мажором для туроператора, для турагентства, помимо природных катаклизмов?

 Перевороты и забастовки являются форс-мажором. Но вопрос в том, что при форс-мажорных обстоятельствах никто и ни за что не отвечает. Если туроператор понес свои убытки, он, естественно, не сможет туристу их возместить по закону. Поэтому как туроператор будет на все это реагировать, я не знаю.

 Например, пара поехала отдыхать в Египет. Там начались военные действия. Люди не могут вылететь домой. Что дальше?

 Туроператор, естественно, вывезет. На этом его действия закончатся. Были случаи, когда туристы не могли вылететь с Бангкока. Туроператор их обратно привозил - и все.

 А если при военных действиях, конечно, не дай Бог, пострадают туристы?

У нас таких случаев еще не было. Конечно, проблемы со здоровьем покрывает страховка.

 Страховка - это хорошо. Но при обычных повреждениях - таких, как порезы, сломанные руки-ноги в мирное время, помощи по страховке можно ждать много часов. Сейчас ситуация в корне изменилась. Чего ждать? Тем более, на первую помощь от ближайшего медучреждения ждать не приходится, если нет в кармане наличности.

 Затрудняюсь ответить на этот вопрос, так как подобных случаев еще не было. В любом случае, туристы сейчас знают об этой ситуации. Никто ничего не умалчивает. Предупреждают и туроператоры, что если турист летит, он должен понимать всю ответственность, ведь никто и никого не заставляет туда лететь. Если ко мне завтра придет турист бронировать тур в Египет, я его предупрежу о ситуации в стране. Ежели он будет настойчиво просить, чтобы я продала путевку, я обязательно возьму с него заявление с подписью, что он предупрежден о ситуации в Египте. Ситуация тяжелая в стране, и человека надо уведомить - во избежание проблем как для туриста, так и для турагенства.

Кто-нибудь уже отказывался от путевки в Египет?

 Пока случаев за эти дни не было. Ни у нас, ни у коллег. Туристы лишь просят узнать, возможно ли перенести тур. Но от поездки не отказываются.

 Что делать в случае, если поездка оплачена, а курортный город закрыли на время для туристов?

 Туроператор будет возвращать деньги в установленном законом порядке.

 В том же объеме?

 Не знаю. Из чего исходит туроператор при возврате денег, мне неизвестно. У нас просто таких ситуаций еще не было.

 Средняя длительность поездки на курорт - 8 дней. Турист приобрёл путевку, и на третий день пребывания в стране ситуация начала выходить из-под контроля властей. Туроператор в срочном порядке вывозит людей на родину. Вопрос: кто вернет туристу деньги за отдых, который не состоялся в полном объеме?

 Это все на усмотрения туроператора. Никто не виноват при форс-мажоре, поэтому никто никому ничего не должен. Все проплачено. И туроператор понесет убытки, и турист. И туристы должны это понимать. Учитывать, откуда туроператор эти деньги возьмет - ему ведь никто их не вернет. Конечно, туроператоры обычно пытаются как-то идти навстречу, но в данной ситуации я не знаю, как они будут поступать.

 В МИД говорят, что не имеют права запретить людям выезжать в Египет. Но турагенства обязаны предупреждать о нестабильной ситуации в стране.

На сегодняшний день в Египте находится около шести тысяч украинских туристов.