Андрей Гинкул: Внимательно читайте договор с турфирмой

Понедельник , 7 февраля 2011, 11:43
Эксперт по правовым вопросам о нарушениях прав туристов украинскими туроператорами и о том, как вернуть свои деньги в случае отказа от поездки.

Заметили ли вы в этих договорах какие-то нарушения прав потребителей, в данном случае туристов?

Заметил, и немало. Так, в договоре одного из наибольших туроператоров все записано так, что у туриста почти нет никаких шансов что-то получить в случае отказа от поездки. Я там вообще не нашел упоминания о форс-мажорных обстоятельствах, а ответственность оператора очень призрачна. У остальных – есть попутные упоминания, цепляясь за которые и используя Гражданский кодекс и законы о туризме и о защите прав потребителей, можно добиться возмещения, за исключением небольших расходов уже сделанных туроператором. Договоры, составленные турфирмами, защищают турфирмы, что и естественно. Однако туристам нужно очень внимательно относиться к подписанию таких документов. Потому что потом в случае изменения каких-то обстоятельств, как вот, например, сейчас в Египте, будет очень сложно получить свои средства назад.

Каждая из сторон договора может требовать внесения изменений или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых они исходили при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, изменение сроков путешествия, непредвиденное увеличение транспортных тарифов; введение новых или повышение действующих ставок налогов и собраний и других обязательных платежей; резкое изменение курса национальных валют; другие основания, по договоренности сторон.

Следовательно, обязаны ли украинские турфирмы возвращать деньги туристам в случае отказа от поездки в силу чрезвычайных обстоятельств?

Обязаны, если есть соответствующие оговорки в договоре, если турист в письменном виде сообщил об отказе в поездке, а подрядчик согласился на возмещение – полное или частичное, - или если турист обязал осуществить возмещение через орган защиты прав потребителей или суд. Турист вправе отказаться от выполнения договора до начала путешествия при условии оплаты туроператору или турагенту фактически понесенных ими расходов за услуги, предоставленные до этого сообщения.

А в случае, если турфирма отказывается возвращать деньги или берет штрафы с туриста, может ли он обращаться в суд, чтобы вернуть свои деньги?

Может в любом случае, но нужно просмотреть договор, чтобы понять, не были ли такие штрафы там описаны и есть ли условие о расторжении договора при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Иначе – будет очень сложно доказать вину подрядчика.

Чем в первую очередь будет руководствоваться суд – договором или действующими нормами закона?

Прежде всего договором, при этом решений, противоречащих закону, суд также не будет принимать. Поэтому еще раз отмечаю: чтобы не потерять свои деньги, внимательно читайте договор с туроператором. Если он вас не устраивает – идите в другую турфирму. Как показало наше мини-исследование: договоры в части всевозможных форс-мажоров и возвращения средств - у разных компаний разные.

Напомним, 6 февраля из курортного Шарм-Эль-Шейха в Харьков прибыли два последних рейса с туристами. Больше отдыхающих харьковчан в Египте не осталось. 

 

ИСТОЧНИК: УНИАН