Ян Гранат: Мы заинтересованы в выдаче долгосрочных виз
Фильм «Прямо с неба», съемки которого должны закончиться уже в этом месяце, о трагедии под Смоленском. Хоть режиссер и говорит, что лента будет аполитичной, не очень верится, что такое возможно. Ведь как не крути, Польша была, мягко говоря не очень удовлетворена результатами расследования россиянами апрельской трагедии 2010-го года.
Это трудный вопрос. Документы нашей исследовательской комиссии будут немного позднее, потому что возникли проблемы с самолетом номер два, того же самого типа.
Мы специально хотели провести эксперимент с самолетом таких же характеристик, как и самолет, который трагически разбился прошлой весной. Но пока результата нет. Об этом пару дней назад говорил наш министр иностранных дел. Идут сразу несколько расследований. Параллельно с российским, куда, кстати, тоже входят польские специалисты, идет расследование на национальном уровне. Два дня назад был разговор с людьми, которые работали в момент катастрофы в аэропорту Смоленска. Пока процесс расследования не закончен.
Пан Консул, в начале февраля Харьков и Варшава подписали Соглашение о побратимстве и сотрудничестве. Если взять практическую сторону вопроса, что это дает жителям Харькова?
Над этим договором работали два года. Это очень важно для нашего восточного соседства.
Кто был заинтересован больше в этом сотрудничестве – Варшава или Харьков?
Оба города. Это входит в программу сотрудничества с восточными соседями. Мегаполисы будут полезны друг другу в первую очередь опытом. Во-первых, это обмен молодежи, культурные мероприятия. Во-вторых, развитие туристической инфраструктуры и подготовка кадров для гостиничного хозяйства, тренинги для волонтеров. Обмен студентов и стажировки для преподавателей. Недавно делегация из Харькова познакомилась со спецификой местного транспорта Варшавы.
Тем не менее, мне как харьковчанке что это даст?
Опыт Варшавы поможет управлять большим городом. Например, как сделать парки для отдыха детей. Если такие примеры будут интересны для Харькова, то это улучшит жизнь в городе. Улучшит инфраструктуру региона. Опыт польских городов поможет лучше организовать местный транспорт.
Уже идут какие-то разговоры по поводу транспорта? Потому что у нас это тема номер один в городе уже длительное время.
Да. Например, в Познани (Познань и Харьков города-побратимы) харьковские чиновники ознакомились с новым видом трамваев. Ознакомились с продукцией фабрики «Солярис» и уже есть практические моменты взаимодействия.
Познакомились как с помощью одного билета, можно ездить на различных видах транспорта. Как можно купить билет на время, а не на конкретный вид транспорта. В Польше можно приобретать билеты на 15,20,30 минут. У нас теперь будет такая система, что почти в каждом автобусе можно будет купить билет с помощью автомата. Можно, конечно и в киоске, но не все успевают. Водитель тоже продает билеты, но это задерживает движение. Неудобно. А так, зашел человек в автобус и сам купил из автомата билет. Как в Харьковском метро. Принцип такой же.
А что касаемо туризма?
Например в Берлине ежегодно организуются международные туристические ярмарки. Четыре города с польской стороны и четыре города с украинской, организаторы ЕВРО-2012, будут делать презентацию. Это очень способствует развитию туризма не между Польшей и Украиной, а в целом для всех стран.
Я правильно понимаю, что Соглашение о побратимстве крайне выгодно и для ЕВРО-2012?
Абсолютно верно.
Пан Гранат, вопрос немного другой тематики, но не менее важный для харьковчан. В августе 2010-го года, на встрече с губернатором Михаилом Добкиным, Вы говорили о том, что поднимете вопрос об упрощении визового режима для украинцев в сфере туризма и образования. Что удалось сделать в этом направлении?
То, что касается визового режима, все в руках Шенгенского договора.
Т.е. Польша не может сама принимать какие-то решения?
Польша может принимать решения только относительно польских виз, есть такая категория. Тут тоже есть по Шенгенским нормам определенные режимы. Что касается нас, то мы улучшили прием документов на визы. Людям не надо больше стоять в очереди под консульством. Мы начали эффективно вводить систему Е-консулату, это означает, что каждый может дать свои данные через Интернет с помощью электронной почты. Таким же образом человеку сообщат, когда ему надо прийти в консульство. Мы стараемся выдавать долгосрочные визы, многократные. Это касается бизнесменов, водителей международного транспорта, студентов.
Мы развиваем проект аутсорсинга. Идея наших коллег с Киева и нашего МИДа, чтобы в отдаленных городах, которые находятся в нашей консульской компетенции, было бюро, которое их обслуживает. Чтобы человеку не надо было специально ехать в большой город за визой. Это как туристическое бюро, только аутсорсинговое, которое занимается визовыми вопросами. В этом бюро человек подает документы, там же и получает визу. Конечно, это не бесплатно. Но каждый может сделать для себя определенную калькуляцию, что для него лучше. Данная услуга не должна стоить дороже 30-ти евро. Мы пока только начинаем реализовывать этот проект. Также мы хотим, чтобы человек мог платить деньги через банк. Зачем людям лишние трудности - приезжать в Консульство и платить в кассу, когда это можно будет сделать в отделении банка?